Минфин США ввел санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза»

Под ограничения также попали бизнесмены Юсуф Алекперов и Александр Дюков
Ведомости
Ведомости

Управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) ввело санкции против «Газпром нефти», ее главы Александра Дюкова и «Сургутнефтегаза», следует из заявления ведомства. Также санкции были введены в отношении страховой компании «Ингосстрах» и группы «Альфастрахование».

Под новые ограничения также попали глава «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, заместители министра энергетики РФ Роман Маршавин и Эдуард Шереметцев, дочерние компании «Газпром СПГ Портовая» и «Газпром шельфпроект», «Ачимгаз», «Русгазбурения», совместное предприятие «Газпрома» и «Лукойла» – «Лаявожнефтегаз». А также сербская NIS и «Полярный литий».

Это первые американские санкции против крупнейших российских нефтяных компаний. В частности, в список внесены нефтеперерабатывающие заводы «Газпром нефти» (Московский и Омский), а также предприятия – «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», «Газпромнефть-Оренбург» и др. В список попали и зарубежные структуры – в Таджикистане, Казахстане и Сербии (NIS), а также Gazprom Neft International, зарегистрированная в Люксембурге, «Газпром нефть шельф» и «Газпром нефть аэро».

Санкции ввели и против «КузбассРазрезУгля» – одного из крупнейших производителей и экспортеров угля в России – и «Русского угля». Также под ограничения попали «Совкомфлот» и 69 его судов. Введены ограничения и против структур «Сургутнефтегаза» – его банка, «Калининграднефтепродукта» и др. Также OFAC дополнительно отозвала лицензию, которая позволяла американской стороне взаимодействовать с судами под контролем «Совкомфлота», при условии что такое судно не числится напрямую в санкционном списке минфина США. В общей сложности минфин США включил в санкционные списки 17 компаний и 3 физических лица из Гонконга, Латвии, Либерии и ОАЭ за предполагаемую торговлю российской нефтью.

По словам директора Российского совета по международным делам (РСМД) Ивана Тимофеева, несмотря на то что санкции в отношении нефтяных компаний вводились и раньше, обновленный список стал «заметным шагом». В частности, новое санкционное определение минфина значит, что теперь «сам факт принадлежности к энергетическому сектору России является достаточным основанием для блокирующих санкций». Эксперт заверяет, что это не означает попадания в санкционный список по умолчанию, но повышает риски компании быть подвергнутой ограничениям.

«Будет ошибкой воспринимать новый пакет санкций США как прощальный привет Джо Байдена. Считать, что при Дональде Трампе будет иначе – преждевременно. "Ползучая эскалация" себя не исчерпала. Основной вывод. Мы считаем, что риск для материнских энергетических компаний вырос», – сообщает Тимофеев.

Он также подчеркнул, что ранее США использовали санкции в основном против дочерних предприятий и воздерживались от санкций против материнских компаний, а также указал на то, что продолжается тренд на борьбу с нефтеналивным флотом России в виде блокирующих санкций в отношении отдельных морских судов. 

Введенные санкции подтвердили ранние сообщения со стороны СМИ о предстоящих рестрикциях. 10 января Reuters со ссылкой на источники сообщал, что Вашингтон может ввести санкции против российской страховой компании «Ингосстрах» и группы «Альфастрахование».

Последнее крупное пополнение американского SDN-списка (находится в ведении OFAC) произошло 21 ноября 2024 г. Тогда под ограничения попали Газпромбанк, банк «Центрокредит», Дом.РФ, банк «Агророс», «Сургутинвестнефть», «Энерготрансбанк», «Фора-банк», банк «Кремлевский», банк «Синара», банк «Итуруп» и др. Под ограничения попали первые зампреды Банка России Владимир Чистюхин и Дмитрий Тулин, а также заместитель председателя ЦБ Ольга Полякова, глава департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Кирилл Пронин, директор департамента финансовой стабильности регулятора Елизавета Данилова и др.