О чем Сергей Лавров говорил в Думе после переговоров с США в Эр-Рияде
Он описал диалог с американцами, а также рассказал о вызовах в Сирии
Министр иностранных дел России Сергей Лавров 19 февраля выступал на правительственном часе в Государственной думе. Как напомнил председатель Госдумы Вячеслав Володин, еще накануне Лавров находился на длительных переговорах в Саудовской Аравии с представителями США, после чего ему предстоял шестичасовой перелет, и уже на следующее утро министр отчитывался перед народными избранниками.
По словам министра, США и России сначала необходимо «разгрести» наследие демократической администрации Джо Байдена, после чего могут быть созданы условия для диалога по ключевым вопросам отношений двух стран (помимо Украины это вопросы стратегической стабильности и безопасности). Лавров подчеркнул, что президент США Дональд Трамп – «первый и пока единственный из западных лидеров, кто публично и громко сказал, что одной из первопричин украинской ситуации явилась нахрапистая линия предыдущей администрации по втягиванию Украины в НАТО».
Лавров также несколько раз упомянул, что накануне в Эр-Рияде госсекретарь США Марко Рубио говорил о том, что команда Трампа исходит из признания национальных интересов и других государств. И хотя национальные интересы России и США, отметил Лавров, никогда не совпадут полностью, при их совпадении стороны должны извлекать выгоду.
Оценивать более ранние угрозы Трампа о введении дополнительных тарифов в отношении России Лавров призвал, сопоставляя риторику с реальными действиями. Введение новых санкций и тарифов, по мнению Лаврова, будет означать уже не конкурентную борьбу, а нарушение всех норм ВТО. Сейчас в рамках БРИКС лишь обсуждается вопрос создания альтернативных платежных платформ, заметил министр.
В целом же в отношениях России и США теперь начался лишь «отход от пропасти», риск падения в которую наблюдался при Байдене. Но атмосферу диалога с представителями Трампа Лавров счел позитивной. Кроме того, американцы на встрече в Эр-Рияде выражали интерес к «устранению препон» на пути «потенциальных и очень перспективных проектов» в экономической сфере с Россией.
Москва также рассчитывает обсудить с Вашингтоном вопросы, связанные с арестованной дипломатической собственностью двух стран. В этой связи министр подчеркнул, что на переговорах в Эр-Рияде обсуждалось снятие препятствий, осложняющих работу дипломатов.

В то же время 19 февраля президент России Владимир Путин, находящийся с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, привел новые подробности диалога с США. Он, в частности, сообщил, что ему «президент Трамп сказал, что переговорный процесс будет происходить при участии и России, и Украины». В целом результаты переговоров в Саудовской Аравии Путин назвал положительными, так как та встреча министров и помощников по нацбезопасности была «доброжелательной». Кроме того, Россия и США установили накануне контакт и по другим региональным проблемам, включая палестинский конфликт и ситуацию в Сирии, а также относительно энергетической отрасли.
Лавров отдельно прокомментировал журналистам и ситуацию в американо-европейских отношениях. «США не против Европы. Соединенные Штаты хотят, чтобы Европу не строила брюссельская бюрократия <...> а чтобы каждое национальное государство, член Евросоюза, могло отстаивать и представлять в полном объеме свои национальные интересы» – так понимает логику Вашингтона российский министр.
Говоря об отношениях с Сирией после падения режима Башара Асада, Лавров подчеркивал приверженность России ее суверенитету и анонсировал запланированные уже на конец февраля встречи с представителями новой власти. Среди стоящих перед Сирией вызовов Лавров назвал фактор внутриклановой борьбы, в том числе в правящем движении «Хайят Тахрир аш-Шам

Говоря о страновых внешнеполитических приоритетах России, Лавров выделил в первую очередь Белоруссию и Китай. Он подтвердил, что председатель КНР Си Цзиньпин приурочит свой очередной визит в Москву к торжественным мероприятиям в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая, а Путин визит в Пекин – к годовщине окончания Второй мировой в конце августа – начале сентября.
Слова Лаврова о диалоге с США – сигнал и внутрь страны, и вовне, причем не только для США, говорит проректор РАНХиГС (Президентской академии) Андрей Марголин. По мнению эксперта, взаимоуважительная коммуникация США и России – «информация к размышлению» для европейских лидеров. «Ожидаемый результат – появление более взвешенной позиции Европы по отношению к России», – сказал Марголин.
Произнесенное Лавровым – важный сигнал для восстановления дипломатических и экономических каналов взаимодействия с США, пусть и в ограниченном формате, сказал эксперт КГ «Полилог» Александр Хазариди. Он считает, что прозвучавшие сравнения с предыдущей американской администрацией – это грамотная дипломатическая игра. Но несмотря на наличие сейчас точек соприкосновения, все равно остается пространство для жесткой риторики.
Что касается американо-европейских отношений, то Запад по факту сейчас разделен. При этом кризис между Брюсселем и Вашингтоном преодолим, но только радикально – сменой элит и руководства ЕС, Великобритании, Германии и Франции, сказал Хазариди.