Болгарский премьер восстановил в должности менеджера, уволенного за контракт с «Атомстройэкспортом»

undefined

Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов восстановил в среду в должности исполнительного директора национальной энергетической компании (NEK) Красимира Пырванова, которого ранее за «превышение полномочий» при подписании соглашения с российским «Атомстройэкспортом» уволил министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков.

Трайков заявил, что Пырванов поддался давлению со стороны «Атомстройэкспорта» и подписал обязательство об окончательной сделке без его согласия. При этом министр пообещал, что расследованием деятельности топ-менеджера займется Государственное агентство национальной безопасности.

Премьер-министр выступил в защиту подписания соглашений, заявив на заседании кабинета, что эти действия были согласованы с министром финансов и дали Болгарии время для принятия окончательного решения о Белене.

По его словам, Болгария должна к 1 июня принять решение о продолжении строительства атомной электростанции в Белене или же ей придется встретиться в суде с российским подрядчиком. «Через два месяца, если мы не согласимся с предложенной ценой <...> то мы не подпишем контракт и отправимся в арбитражный суд в Париже. Если консультанты говорят, что контракт осуществим, вы подпишете и запустите проект», – сказал Борисов.

NEK и "Атомстройэкспорт» решили отложить работы до конца июня, чтобы дополнительно обсудить вопросы безопасности. Компании также договорились подписать окончательный контракт на строительство АЭС к 1 июня, но это вызвало горячие споры в Болгарии.

Оппоненты утверждают, что этот проект стоит слишком дорого и может усилить и без того серьезную энергетическую зависимость Болгарии от России. «Зеленые» боятся того, что станция будет построена в зоне высокой сейсмической опасности. Ядерный кризис в Японии вновь вывел эти опасения на первый план.

Болгария заключила с «Атомстройэкспортом» контракт на разработку и строительство в Белене двух реакторов мощностью по 1000 мегаватт в 2006 г. Тогда его стоимость составила 4 млрд евро, но проект с тех пор был заморожен из-за споров о цене и недостатка интереса у западных инвесторов. Стесненная в средствах Болгария настаивает, что строительство новых станций должно стоить 5 млрд евро, тогда как Россия установила ценник в 6,3 млрд евро.