Greco посоветовала России расширить понятие взятки

undefined

Антикоррупционный орган Совета Европы - Группа государств против коррупции (Greco) предложила России включить в понятие взятки получение даже тех преимуществ, которые нельзя оценить в денежном эквиваленте. Соответствующие рекомендации, данные по итогам проверки российского законодательства в октябре прошлого года, обнародовала Генпрокуратура.

Эксперты Greco посчитали недостаточным разъяснение пленума Верховного суда о том, что предметом взятки наряду с деньгами и иным имуществом "могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.), занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т. д.".

Тем самым, отмечается в докладе Greco, "нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых невозможно установить, например, позитивные отзывы в прессе, повышение по службе или предоставление возможностей по работе, выдачу дипломов, оказание сексуальных услуг и т. д. - не охвачены в положениях закона о взятке".

Эксперты Greco учли, что на практике в таких случаях в России применяется ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями), но отметили, что выразили сомнение, что все такие случаи могут быть охвачены этой статьей.

Кроме того, статью о даче взятки эксперты Greco предложили дополнить понятиями "предложения", "обещания" и "просьбы" о предоставлении преимущества и "принятия предложения или обещания". По их оценке, то, что до передачи денег такие действия трактуются лишь как приготовление или покушение на преступление, неоправданно снижает ответственность.

В понятие взятки, по мнению экспертов Greco, должно быть включено получение должностным лицом выгод не только для себя и своих близких, но и для любых других третьих лиц, включая юридические лица, такие, как политические партии или частные компании.

Эксперты также не нашли в российском законодательстве нормы об ответственности за коррупцию для лица, которое не является должностным, за получение выгоды для себя в обмен на оказание влияния на должностное лицо, а также посчитали недостаточным двухлетний срок давности за подкуп участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов и мелких взяткодателей.

Россия присоединилась к Greco в 2007 г., ратифицировав 4 октября 2006 г. Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию.