Минэнерго против кардинального изменения системы нефтяных пошлин 60-66

Министерство энергетики не считает необходимыми кардинальные изменения действующей со второй половины 2011 г. системы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (система 60-66), сообщил замминистра энергетики Павел Федоров в среду.

"Говорить о том, что систему 60-66 нужно менять, неправильно", - сказал Федоров.

Замминистра отметил, что система за время ее действия не оказала негативного влияния на бюджет страны, но при этом оказала положительный эффект на увеличение объемов добычи нефти и бурения.

"В первом квартале нужно выйти на законодательное закрепление системы и понять, как она будет меняться далее", - сказал Федоров.

Система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты 60-66, действующая в России с 1 октября 2011 г., призвана стимулировать добычу нефти и увеличение глубины ее переработки. Новая формула расчета пошлины на нефть учитывает не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в $182,5 за 1 т, а 60%, за счет чего она снизилась примерно на 7%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть.

По словам Федорова, в качестве первого шага необходимо закрепить показатель в 60%, используемый в формуле, законодательно. Кроме этого Минэнерго считает необходимым определить, как будут меняться в долгосрочном периоде ставки на экспорт нефтепродуктов. При этом замминистра не исключил снижение показателя в 60% в будущем, когда может быть введен налог на дополнительный доход.

"Если смотреть на итоги 2012 г., те очевидные проблемы, которые стояли перед нами, были закрыты", - подчеркнул Федоров.

Ранее Минэнерго заявляло, что изменения формулы расчета экспортной пошлины на нефть будут обсуждаться по итогам мониторинга за 2012 г. Курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович в конце ноября сообщил, что правительство в 2013 г. будет вести мониторинг системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, по итогам которого примет решение о ее корректировке. Минфин оценивал потери бюджета от введения режима 60-66 за десять месяцев - с 1 октября 2011 г. по август 2012 г. – в $1,6 млрд.