Разработчики назвали дошкольный ФГОС "общественным барометром"

Впервые в истории России власти разработали проект стандарта дошкольного образования. Предварительный проект ФГОС опубликован на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения. Как заявил на пресс-конференции директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, который возглавляет группу по разработке ФГОС, этот стандарт должен действовать по логике "не навреди". Этот стандарт нужен "не для табуирования, а для открытия новых возможностей. Это общественный барометр", - цитирует его ИТАР-ТАСС.

По словам Асмолова, ФГОС должен обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. В него включены требования к структуре основных образовательных программ, в том числе по соотношению обязательной и факультативной частей программы, и их объему. Также там есть требования к условиям реализации этих программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим. Есть там требования и к результатам освоения.

В проекте перечислены следующие целевые ориентиры по освоению материала. Так, ребенок в идеале должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре или общении. Он должен уметь выбирать, чем и с кем он хочет заниматься. "Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты", - гласит еще одно требование. От ребенка ожидают развитого воображения и его реализации в творчестве. Также от ребенка ожидают умения подчиняться разным правилам и социальным нормам, а также различать условные и реальные ситуации. Получивший дошкольное образование ребенок может проявлять свои творческие способности в рисовании, придумывании сказок, танцах и пении, помимо этого он должен хорошо понимать устную речь и уметь выражать свои мысли и желания. У ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика. От него также ожидается способность к волевым усилиям и умение доводить до конца начатое дело, умение следовать социальным нормам поведения, способность проявлять любознательность, наблюдать, экспериментировать и задавать вопросы.

В отличие от прочих стандартов, дошкольный ФГОС не предполагает промежуточных и итоговых аттестаций детей и не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, говорится в сообщении Минобрнауки. Асмолов подчеркнул, что в этом стандарте нет ничего "о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников". "Здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма", - заверил разработчик проекта.

В пояснительном сообщении к проекту также говорится, что этот стандарт, помимо прочего, учитывает социокультурное разнообразие детства, возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей, потребности детей с ограниченными возможностями и возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.