Путин поручил правительству обсудить индексацию грузовых тарифов РЖД до 10%

Президент России Владимир Путин поручил правительству в двухнедельный срок принять решение по поводу индексации грузовых тарифов РЖД до 10% в 2015 г. Индексация в следующем году - часть плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014-2015 гг. убытков компании.

План также должен предусматривать индексацию тарифов РЖД в 2014 г. на перевозку отдельных видов грузов "в пределах полномочий этого акционерного общества". Фактически этот пункт уже реализован: правление РЖД в начале июля решило повысить тарифы на экспорт нефти и нефтепродуктов на 13,4%, а также на транспортировку дизельного топлива (за исключением перевозок внутри России на Дальний Восток) - на 12,5% (в том числе на возврат порожних вагонов).

Поручения президента также касаются принятия мер по урегулированию долгов федерального и региональных бюджетов перед РЖД по пригородному пассажирскому сообщению. Ситуацию с хроническими долгами за пригород власти хотят решить системно: президент поручил во взаимодействии с регионами обеспечить "стабильность платы за предоставленные пригородными пассажирскими компаниями услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом".

Президент РЖД Владимир Якунин в начале июня сообщил, что написал письмо президенту с просьбой повысить тарифы выше 6%. «С учетом неиндексации в этом году рассчитывать на то, что индексация на 6% в следующем может компенсировать возникшие провалы, нереалистично, - цитировал слова Якунина “Интерфакс”. - Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о повышении тарифа относительно уровня инфляции, для того чтобы хотя бы частично восстановить базу, которую мы утратили из-за неиндексации в этом году».

Ранее в целях стимулирования роста экономики правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 г., а в 2015-2018 гг. утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Первоначально в рамках долгосрочного тарифного регулирования Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила индексацию грузовых ж/д тарифов на 4,8% в 2015 г., на 4,9% - в 2016 г., на 4,5% - в 2017 г. и на 4,1% - в 2018 г.

В соответствии с индексацией, утвержденной ФСТ, в 2015 г. рост тарифов РЖД должен был составить 4,8%. Однако в мае правительство скорректировало прогноз индексации в связи с пересмотром параметров инфляции в большую сторону: в 2015 г. ставки решено повысить на 6%, в 2016 г. - на 5%, в 2017 г. - на 4,5%.

В начале июля руководитель Минпромторга Денис Мантуров заявил, что ведомство считает нецелесообразным повышать грузовые железнодорожные тарифы в 2015 г. выше уровня инфляции. «Пока экономика не готова к этому. Мы считаем, что не нужно (индексировать ж/д тарифы выше инфляции)», - высказал он свою точку зрения. «Я думаю, что уровень инфляции - это абсолютно объективное предложение и подход», - отметил министр, подчеркнув, что реальный рост цен в промышленности (очищенный от инфляции) является нулевым уже на протяжении двух лет. «Если вычесть инфляцию, то цена (производителей) не растет», - сказал он.

В конце прошлого года Якунин говорил о том, что убыток монополии в 2014 г. может составить 62 млрд руб. из-за замораживания тарифов естественных монополий. Чтобы избежать убытка, РЖД предлагала повысить на 6,6% стоимость перевозки нефтяных грузов (это принесло бы монополии 16 млрд руб.) и выдать субсидию в 30 млрд руб. Правительство согласилось только на субсидию в 26 млрд руб. Против повышения стоимости транспортировки нефти и нефтепродуктов выступили нефтяные компании.