Франция предлагает России 785 млн евро за разрыв контракта по Mistral – «Коммерсантъ»

Власти Франции направили в Москву проекты документов о расторжении межправсоглашения по строительству для России вертолетоносцев типа Mistral и контракта на два таких корабля, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества. Соглашение было подписано 25 января 2011 г. вице-премьером Игорем Сечиным и министром обороны Франции Аленом Жюппе, а контракт заключен 17 июня 2011 г. между «Рособоронэкспортом» и кораблестроительной компанией DCNS.

Проекты присланных Парижем документов «сейчас изучаются в Белом доме, Минобороны РФ и во всех сопричастных к теме Mistral ведомствах и организациях», отмечает собеседник издания.

Первый вертолетоносец «Владивосток» Россия должна была получить еще в ноябре 2014 г., но из-за событий на Украине Франция откладывала поставку. О расторжении контракта до сих пор речи не было. Готовый «Владивосток» Франции приходится содержать за свой счет – эксперты оценивают затраты в 5 млн евро ежемесячно. Второй вертолетоносец «Севастополь» в апреле этого года успешно прошел морские испытания.

Президент России Владимир Путин ранее заявлял, что если государство не получит Mistral, оно рассчитывает на возврат аванса, выданного на строительство вертолетоносцев. Отстаивать свои права Москва готова в Европейском арбитражном суде.

Франция пытается решить вопрос дипломатическим путем. Главный вопрос переговоров –определение объема компенсации. В присланных Парижем проектах документах говорится о готовности возместить России «расходы и убытки» в размере 784,6 млн евро. В российском Минобороны на такую сумму не согласны – здесь убытки и расходы «российских организаций» оценивают в 1,163 млрд евро.

Собеседники издания поясняют, что Франция рассчитывает вернуть деньги, учтенные в актах приемки работ, Россия же, помимо чистого аванса в 892,9 млн евро, намерена получить и средства, потраченные на обучение экипажа из 400 моряков, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию под Mistral четырех палубных вертолетов Ка-52К. «Вариант с возвратом суммы, указанной во французском предложении, нас категорически не устраивает, о чем вице-премьер Дмитрий Рогозин уже сообщил генеральному секретарю по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье, уполномоченному вести переговоры с их стороны», – подчеркнул один из собеседников издания.

Французы также предлагают Москве поровну разделить расходы и риски, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования. Россия на это не согласна.

Возражение Москвы встретила и другая позиция Франции. В проекте документов говорится, что DCNS не вернет деньги заказчику до тех пор, пока «Рособоронэкспорт» и российское правительство не дадут официальных письменных разрешений на продажу обоих кораблей «любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок». Этот пункт будет пересматриваться. «Минобороны Франции уже выдало сертификаты конечного пользователя на кормовые части кораблей, специально построенные для DCNS на Балтийском заводе, они находятся в Минобороны РФ, и без согласия российской стороны реэкспорт невозможен», – отмечает собеседник.

В вопросе возврата средств DCNS ссылается на то, что контракт прекращает действие по причине форс-мажора, к которому, в частности, отнесены «ограничительные меры правительства Франции». В Москве же считают, что прекращение сотрудничества по строительству кораблей не связано с «обстоятельствами непреодолимой силы». Собеседники издания полагают, что вопрос можно урегулировать в рамках Гражданского кодекса Франции от 21 марта 1804 г., так называемого Кодекса Наполеона. Москва может воспользоваться правом обратной покупки, т. е. французы выкупают корабль и возвращают средства, потраченные российской стороной. При этом Россия имеет право выставить любую финальную цену, не обосновывая ее. Такой вариант, по данным издания, поддерживают в российском Минобороны. По условиям контракта французская сторона может официально объявить о форс-мажоре до 25 мая.