Онлайн-доставка уже привела к росту отходов упаковки на десятки тысячи тонн с начала пандемии
На фоне роста рынка онлайн-продаж еды и товаров в 3−3,5 раза за последние два года количество отходов от упаковки выросло на десятки тысяч тонн. В то же время количество одноразовой посуды из пластика, дополнительно выпущенной в оборот исчисляется миллионами единиц. В то же время большинство типов упаковки не перерабатывается или является избыточной. Российский экологический оператор призывает онлайн-ретейл уменьшить объемы упаковки и перейти на перерабатываемые аналоги.
«По данным аналитиков, оборот доставки продуктов и готовой еды у наиболее популярных компаний, вроде «Яндекс.Еда», Delivery Club и X5 retail Group, вырос почти в 4 раза. У крупных онлайн-маркетплейсов Ozon и Wildberries покупательская аудитория суммарно выросла более чем на 24 миллиона человек. Вместе с ростом покупок выросло и количество упаковки — на десятки тысяч тонн. Значительная часть упаковки в доставке товаров излишняя. Нередки случаи, когда единичная баночка крема упаковывается в огромную коробку. Когда обертки в 10 раз больше, чем самого товара, — это неприемлемо и неэкологично. Мы не говорим о хрупких изделиях, которые требуют особого способа упаковки. Однако часто дополнительную упаковку мы видим там, где она не нужна. Онлайн-ритейлеры и сервисы доставки еды также используют упаковку, в состав которой входит трудноперерабатываемый пластик — ПВХ и полистирол, а также избыточная упаковка из полипропилена, ПЭТ и бумаги
Например, товары, которые можно положить в бумагу, кладут в пузырчатую пленку, которую сложнее отобрать для переработки. Сервисы доставки еды кладут одноразовые приборы во все заказы, хотя во многих случаях в них нет смысла, ведь покупатель ест дома многоразовыми приборами. При этом пластиковые вилочки и ножи — трудноизвлекаемые фракции и отправятся на полигон. Также еда практически всегда упаковывается в многокомпонентную упаковку, которую нельзя переработать, даже если полностью отмыть упаковку от остатков пищи. При этом альтернативой здесь может быть упаковка из растительного сырья, которая сможет пойти на компост.
РЭО призывает онлайн-маркетплейсы и сервисы доставки еды, в первую очередь крупных игроков (Ozon, Wildberries, Delivery Club, X5 Retail Group и т. д.), отказаться от излишней упаковки. По оценкам ППК, онлайн-ретейлерам уже сейчас можно сократить не менее трети неэкологичный упаковки. Считаем, что сервисам доставки тоже стоит начать отвечать принципам устойчивого развития, хотя на данный момент они не являются участниками РОП. Ведь национальная цель к 2030 году — сортировка 100% ТКО и снижение объемов захоронения отходов на полигонах в два раза. И пока граждане все больше приобщаются к раздельному сбору, платят за вывоз отходов, бизнес должен переходить на более экологичную упаковку либо отказываться от нее, там где она очевидно не нужна. Однако и потребителям тоже стоит ответственнее подходить к покупкам в интернете. Если каждый станет чуть более осознаннее и начнёт в пунктах выдачи отказываться от одноразовых пакетов, а при доставке еды — от одноразовых приборов, то все вместе мы снизим объемы образования отходов упаковки.
Сейчас речь идет о рекомендации перейти на более экологичную, то есть перерабатываемую упаковку и про отказ от излишней упаковки. Но в перспективе, с учетом мировой практики и когда в стране будет достаточно развита необходимая инфраструктура, регуляторы могут перейти к обсуждению законодательных ограничений. Они позволят сократить количество отходов упаковки в онлайн-доставках и перейти на экологичную, перерабатываемую упаковку», — отметил генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.
Еще один способ сделать доставку экологичнее — это внедрение механизма залоговой тары. Либо переход всех доставок на одну тару, так ее будет легче и дешевле собирать и отправлять на утилизацию. Также маркетплейсам и агрегаторам следует проводить работу с поставщиками над сокращением количества упаковки на этапе производства.