Председатель Комитета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла, депутат Государственной Думы Ф С Р Ф Андрей Луговой раскритиковал транснациональные компании вроде Pepsi и Procter&Gamble и бизнес-ассоциации наподобие РусПЭК за попытку оттянуть сроки принятия Концепции РОП.
1 декабря в Торгово-промышленной палате прошло заседание Комитета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла с представителями министерств и компаний-утилизаторов на тему «Возможность переноса обязанности по обеспечению утилизации отходов упаковки на производителей и импортеров упаковки и необходимость введения 100% норматива утилизации, как необходимое условие построения экономики замкнутого цикла: ЗА и ПРОТИВ».
Андрей Луговой высказался резко против переноса и обвинил транснациональные компании в затягивании сроков. Он привел в пример несколько громких заявлений компаний, который в итоге оказались гринвошингом. По его словам, в 2010 году компания Pepsi заявила о переработке упаковки напитков до 50% к 2018 году. В отчете 2019 года значилось, что переработанных материалов оказалось всего 4% от общего объема пластиковой упаковки.
Компания P&G обещала в 2010 году, что к 2020 году заменит 25% используемых материалов на нефтяной основе экологически чистыми возобновляемыми материалами. Однако к 2019 году этого не произошло, снижение использования таких материалов было лишь на 1%. Компания также не сообщила о дальнейшем прогрессе в достижении заявленной цели. Кроме того, в отчете об устойчивом развитии за 2015 год формулировка стала менее жесткой и была заменена на такую: «создать к 2020 году технологии для замены высококачественного нефтяного сырья возобновляемыми материалами, если это позволяют стоимость и масштабы».
При этом заводов по утилизации отходов ни одна из этих компаний не построила, Луговой назвал все заявления таких корпораций ложью.
«Все, что заявляют крупные транснациональные компании, — ложь и вранье. <...> Информация от них не соответствует действительности. Мы провели предварительный анализ, наверно, закажем у большой четверки анализ, есть ли хоть один завод по утилизации, построенный крупной транснациональной корпорацией. Заранее знаем ответ — навряд ли. Ни в одной стране мира никогда ничего не строили. Стоит задуматься, зачем представители транснациональных компаний тратят огромные бюджеты на GR- и PR-поддержку. Оказывается давление на правительство через различные лоббистские группы, пускаются намеренные слухи о росте стоимости повседневных товаров для граждан, в случае принятия решения о введении 100-процентного норматива утилизации. Но нигде ни одного экономически обоснованного анализа о росте цен нет. В Минэке обычно говорят, нет никаких расчетов, как можно говорить о том, что поднимутся цены, не опираясь ни на какие расчеты. Таким образом это манипулирование общественным мнением, преднамеренное затягивание реформы, создание условий для загрязнения страны, дестабилизация ситуации в стране, для того чтобы создать напряжение в обществе. А это уже вопрос национальной безопасности» — сказал Луговой.
Он также обратил внимание на деятельность бизнес-ассоциаций и привел в пример РусПЭК, которая объединяет 17 крупных международных компаний, производящих потребительские товары и упаковку. Члены РусПЭК начали исполнять свою ответственность после вступления в силу РОП и установили за последние несколько лет 16 тысяч контейнеров для раздельного сбора отходов, но что дальше делать с отсортированными отходами и за чей счет, задался вопросом Луговой.
В совещании также принял участие замминстра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Тетенькин. Он указал на то, что в прошлом году по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко была создана рабочая группа, а в декабре 2020 года на площадке правительства была принята Концепция РОП с учетом множества мнений. По мнению Тетенькина, отвечать за утилизацию упаковки должны именно ее производители.
«Все-таки ответственность — на производителе упаковки, это прописано в Концепции. Когда мы слышим, что мы максимально уменьшим количество участников администрирования, я в это не верю. У нас есть распоряжение правительства, мы знаем все группы. Из 50 групп 40 — товары, которые обернуты в упаковку, в три-четыре минимум», — сказал Дмитрий Тетенькин.
Говоря про увеличение стоимости товаров он отметил, что это возможно, но рост будет не столь значительным, чтобы забывать вопросы экологии.
О росте стоимости товаров высказался Директор по устойчивому развитию ППК РЭО Игорь Забралов.
«Цель одна — поддержать реформу. Мы в Российском экологическом операторе поддерживаем внедрение 100%-норматива на упаковку. Это элемент, который повысит уровень утилизации, позволит загрузить существующие мощности по утилизации. Так или иначе цены на товары уже повысились за два года, и повышение будет происходить вне зависимости от РОП. Но начиная с 2019 года мы ни один раз проводили расчеты увеличения цен на товары, и выяснили, что такое увеличение составляет от 1 до 3%. В цене конечного товара такое повышение составит несколько копеек», — отметил Игорь Забралов.