Аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко и генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев опровергли возможность роста цен на товары, ввозимых из-за рубежа, после введения нормативов утилизации для импортеров. Материал об этом был опубликован на сайте РБК в среду, 19 января.
«В разных странах мира действует механизм ответственности импортеров за ввезенный товар и упаковку, во многих случаях системы ограничиваются исключительно экосбором без возможности самостоятельной утилизации. В России, как уже неоднократно подчеркивала вице-премьер Виктория Абрамченко, РОП не несет фискальной цели, она направлена на обеспечение реальной утилизации товаров и упаковки, и снижение экологической нагрузки.
Мы считаем, что импортер при ввозе товаров в страну должен дать гарантии последующей самостоятельной утилизации своего товара или заплатить экосбор. Такой механизм позволит убрать существующую слепую зону, когда импортеры товаров отчитываются спустя два года после ввоза товаров в страну, во многих случаях юридические лица уже не существуют. При этом, ввезенный ими товар и упаковка отправляются на полигоны.
Мы не видим предпосылок для повышения цен, ответственность бизнеса существует уже не один год. Сейчас речь идет об установлении прозрачной системы и введении контроля за реализацией бизнесом своих обязательств", — сообщил представитель вице-премьера.
Глава РЭО указал на систему расширенной ответственности производителей (РОП). Финансирование РОП успешно осуществляется в странах, где четко обозначены этапы, на которых возможно идентифицировать обязанных к участию в финансировании компаний.
«Это позволяет выявить тех, кто вводит упаковку в оборот, но не платит за реализацию РОП, а также избежать двойных платежей. Обязанные компании знают, какое количество упаковки в конечном итоге перейдет в категорию отхода в конкретной стране или регионе. Таким образом, можно определить размер взноса, который поставщик или импортер обязан заплатить оператору системы РОП за сбор и утилизацию отходов в соответствии с составом материалов упаковки, введенной им в оборот», — отметил Денис Буцаев.
Он добавил, что компании — производители потребительских товаров играют центральную роль «образователей отходов упаковки». Они поставляют упакованные товары на рынок конкретной страны или региона путем продажи импортной продукции или товаров местного производства в упаковке розничным продавцам. На этом этапе продажи проще всего определить компании, которые обязаны вносить плату за реализацию РОП.
Закон о РОП вступил в силу еще в 2015 году и подразумевал, что производители займутся переработкой своих отходов или будут платить за то, чтобы это делали утилизаторы. Но итогом работы данного механизма экономического регулирования стали крайне малые суммы экологического сбора — 3,7 миллиарда рублей на фоне 193 миллиардов рублей от населения за услугу по вывозу мусора. Неоднократно стали поступать сообщения о подделке актов об утилизации: компании свозят на свалку то, что на бумаге якобы утилизируют.
Чтобы изменить ситуацию, в декабре прошлого года была утверждена Концепция РОП. Согласно новым правилам, производители будут обязаны на 100% отвечать за утилизацию упаковки. Либо своими силами, самостоятельно занимаясь утилизацией, либо заключая договоры со специализированными организациями, либо уплачивая экологический сбор. Бизнесу дали время на перестройку. За шесть лет те, кто решил быть включённым в реформу, успел подготовиться к новым правилам.