ГТЛК представляет обзор транспортного комплекса России по итогам 2022 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по предварительным итогам 2022 года и прогноз по динамике их развития.

Авиация

Введенные в 2022 году санкционные ограничения, а также запрет на работу части аэропортов юга и центра России оказали негативное влияние на отечественную авиационную отрасль, пассажироперевозки снизились на 14% в сравнении с результатами 2021 года. При этом внутренние авиаперевозки хоть и не достигли уровня 2021 года, но превысили показатель «доковидного» 2019 года, составив свыше 76 млн человек.

В 2022 году вырос процент занятости кресел воздушных судов российских авиакомпаний с 81,5% до 84%, показатель коммерческой загрузки рейсов увеличился на 5,2% – до 70,6%.

Согласно прогнозам Минтранса РФ, по итогам 2023 года ожидается увеличение пассажиропотока на 6,3% год к году, до 101 млн человек. На поддержку перевозчиков до начала весны планируется направить 25,3 млрд рублей.

Изменившиеся внешние условия сказываются и на структуре флота российских эксплуатантов, количество средне- и дальнемагистральных импортных воздушных судов сокращается – на 45 и 21 ед., соответственно. Это приводит к снижению предельной дальности перелетов и росту доли региональных маршрутов. Эксперты также фиксируют увеличение доли использования самолетов SSJ 100 на международных линиях – с 2 до 28%.

Производство воздушных судов в России в 2022 г. имело разнонаправленную динамику – в сегменте тяжелых гражданских самолетов (массой пустого снаряженного аппарата свыше 15 тонн) было выпущено в 2,8 раза меньше бортов (10 ед. SSJ100 против 28 в 2021 г.), а в сегменте вертолетной техники производство наоборот увеличилось в 1,7 раза (185 против 108 ед. в 2021 г.), чему способствовало в том числе активное применение механизма льготного лизинга.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки в декабре 2022 г. ускорили падение, а по итогам всего года сокращение погрузки составило 3,8%, что стало самым сильным падением с 2009 года.

В целом по итогам 2022 г. сократилась погрузка почти всех видов грузов, кроме строительных материалов, в частности, каменного угля на 4,6%, нефти и нефтепродуктов на 0,7%, железной руды на 4%, черных металлов на 4,3%, химических и минеральных удобрений на 6,9%, лесных грузов на 24,8%, промышленного сырья на 13,1%, цемента на 6%, зерна на 4,8%, химикатов и соды на 6,2%.

Введенные в 2022 г. ограничения привели к развороту логистики на Дальний Восток и увеличению дальности перевозок. В этих условиях грузооборот в 2022 г. сократился всего на 0,1%. Произошел дисбаланс экспортных и импортных потоков (импорт значительно превышал экспорт).

Что касается производства и аренды вагонов, на фоне ограничения поставок и производства комплектующих объёмы выпуска и регистрации инновационных вагонов снизились, при этом в 2022 г. в 10 раз выросло производство типовых полувагонов. Ставки аренды в 4 квартале 2022 г. выросли в условиях резкого ухудшения эксплуатационной обстановки на сети, аналитики ожидают, что в 1 полугодии 2023 г. ставки сохранятся на высоком уровне – выше 2,5 тыс. рублей без НДС в сутки.

В 2023 году ожидается сокращение погрузки на 3% за счет снижения перевозки угольных, нефтяных, металлургических грузов и руды.

Объем закупки вагонов в текущем году должен увеличиться на 11% – до 54 тыс. ед. в первую очередь за счет поставок инновационных полувагонов, хопперов-минераловозов и зерновозов. Сдерживать рынок вагонов будет переориентация части производителей на выполнение гособоронзаказа и дефицит комплектующих.

Водный транспорт

В 2022 г. объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в РФ снизился по отношению к показателю 2021 г. незначительно – на 0,8%, а перевозки грузов морским транспортом увеличились на 20%.

Пассажирские перевозки показали обратную динамику – по внутренним водным путям увеличились на 3,9%, а морским транспортом сократились на 24%.

Грузооборот морских портов РФ в 2022 г. вырос на 0,7%, восстановившись к уровню 2019 г., при этом сократилась перевалка сухогрузов (-2%) и выросла перевалка наливных грузов (+3,4%).

Переориентация на альтернативные торговые маршруты позволила сдержать негативное влияние санкционных ограничений и компенсировать в 4 кв. 2022 г. падение грузооборота морских портов РФ, произошедшее во 2 и 3 кварталах. Наращивание сотрудничества с дружественными торговыми партнерами помогло преодолеть введенное европейскими странами эмбарго на нефть и уголь. По оценкам Ассоциации морских торговых портов, за счет развития коридора «Север-Юг» и перезагрузки северо-западного направления грузооборот российских портов в 2023 г. может вырасти на 3-5% год к году.

Согласно прогнозу Росморречфлота, в 2023 г. объем перевозок на внутренних водных путях вырастет до 118,8 млн тонн, а объем перевозок пассажиров – до 10,9 млн человек в год.

Что касается сегмента судостроения, в условиях санкций судостроители столкнулись с необходимостью перепроектирования судов для замены части недоступных импортных комплектующих, произошло удорожание стоимости и смещение сроков сдачи судов. В октябре 2022 г. Правительством РФ утверждены правила по выдаче субсидий на проекты по разработке, созданию и внедрению в производство наиболее критичных видов судового комплектующего оборудования. Первое российское оборудование должно появиться в 2024–2025 гг.

Ожидается, что в 2023 г. российские верфи сдадут 70 ед. судов дедвейтом свыше 50 тонн – на 27% больше, чем в прошедшем году.

Автотранспорт

Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 2022 г. увеличились на 3,1 и 0,3%, соответственно.

Продажи грузовых автомобилей сократились на 16% год к году на фоне остановки импорта и действующих ограничений по поставке запчастей и комплектующих. Несмотря на то, что автобусный рынок оказался более устойчив к ограничениям по поставке комплектующих, продажи автобусов снизились на 13%, при этом в 4 квартале наблюдалась положительная динамика месяц к месяцу.

Отечественный парк автотранспорта характеризуется высокой степенью изношенности: из 460 тыс. автобусов более 71% старше 10 лет. Необходимый минимум для поддержания текущих перевозок и рынка в целом – 7,5 тыс. новых автобусов в год. Напомним, ГТЛК поставит свыше 4 тысяч автобусов в регионы в 2023-2024 гг. в рамках нового инвестпроекта с использованием средств ФНБ.

Эксперты прогнозируют, что в 2023 г. объем автомобильных грузоперевозок слегка превысит уровень 2022 г. за счет переориентации на восточное направление и роста товарооборота России со странами Азии. Ожидается, что в 2023 г. продажи грузовиков вырастут на 10-15%, но еще не достигнут рекордных объемов 2021 г., а продажи автобусов могут вырасти более существенно – в диапазоне 20-25%.

Другие пресс-релизы