Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам января-сентября 2023 года и прогноз по динамике их развития.
Авиация
Положительная динамика авиаперевозок пассажиров в РФ сохраняется, по итогам 9 месяцев перевозки выросли на 11% год к году и достигли 81 млн человек. При этом темпы прироста месяц к месяцу замедляются, с +30% в мае 2023 г. до +1,2% в сентябре текущего года.
Эксперты фиксируют тенденцию более быстрого роста международных авиаперевозок российскими авиакомпаниями (+30,5%) по сравнению с внутренними перевозками (+7,7%). Объем международных авиаперевозок за 9 месяцев составил 16,7 млн человек, что является наивысшим показателем с докризисного 2019 г.
На текущий момент 18 российских авиакомпаний выполняют международные полеты, авиасообщение установлено с 37 иностранными государствами. 59 зарубежных компаний осуществляют полеты в Россию.
При этом динамика внутренних перевозок может вырасти уже в следующем году. Сохраняется тренд на развитие региональных хабов и переориентирование пассажиропотока из столицы в регионы. Так, в России появится 49 новых субсидируемых направлений межрегиональных маршрутов в обход московского авиаузла, общее количество таких направлений достигнет 235 ед.
На 1 ноября 2023 г. пассажирский флот РФ составляет 1167 самолетов, из них 19% – 225 ед. имеют исключительно российскую регистрацию.
В 3 квартале 2023 г. сохраняется тенденция постепенного роста доли воздушных перевозок пассажиров на отечественных самолетах в общем объеме авиаперевозок гражданской авиации РФ: с 6% за 9 месяцев 2019 г. до 10,3% за 9 месяцев 2023 г.
Железнодорожный транспорт
За 9 месяцев 2023 г. погрузка на сети РЖД выросла незначительно – на 0,6% в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. в основном за счет перевозок зерна (+42,9%, до 23,2 млн тонн) и угля (+0,9%, до 262,8 млн тон).
Рост за 3 квартала показала также перевозка химических и минудобрений (+3,9%, до 47,1 млн тонн), незначительно увеличились перевозки строительных грузов, черных металлов). Наибольшее падение за период продемонстрировали перевозки лесных грузов (-17,9%, до 20,4 млн тонн), в минусе также перевозки цемента, химикатов и соды, промсырья, железной руды, нефти и нефтепродуктов.
При этом с октября наблюдается замедление погрузки в связи с дефицитом провозных возможностей инфраструктуры. Ухудшение эксплуатационной ситуации на сети, в том числе из-за продолжающихся работ по строительству и капитальному ремонту железнодорожного полотна, вызывает рост задействованного в перевозках парка и замедление оборота вагона. На сети находится рекордное для РФ количество грузовых вагонов – более 1,3 млн ед., но при этом существует нехватка тягового подвижного состава, локомотивных бригад и дефицит различных видов вагонов (например, полувагонов, в т.ч. инновационных) на разных направлениях перевозок, в наибольшей степени – в Центральной Сибири и на Урале.
По итогам года ожидается положительный результат по динамике погрузки год к году – рост на 0,8%, несмотря на сокращение объемов перевозок в октябре на 3,4%.
В 2024 г. аналитики ожидают увеличения погрузки на 2% год к году.
Что касается производства подвижного состава, за 9 месяцев 2023 года выпуск грузовых вагонов увеличился на 28% – до 45,1 тыс. ед., в частности, выпуск инновационных вагонов вырос на 46% – до 13,3 тыс. ед. При этом вагоностроительные мощности заняты до июня-сентября 2024 г.
Из-за высокой нагрузки на производственные мощности и удорожания комплектующих цена вагона в среднем выросла от 20% до 50% в зависимости от модели. Арендные ставки сохранятся на текущем высоком уровне в связи с локальным дефицитом вагонов по большинству видов подвижного состава.
Водный транспорт
В январе-сентябре 2023 г. объем грузовых перевозок в РФ морским транспортом вырос год к году на 28%, а перевозки грузов внутренним водным транспортом снизились на 11%, что вызвано снижением экспорта и импорта грузов из-за ограничений на вывоз леса, удобрений и нефтепродуктов.
Пассажироперевозки водным транспортом по внутренним водным путям при этом выросли на 15%, а морским – снизились на 7,3%. По итогам навигации 2023 года ожидается, что объем перевозок пассажиров по ВВП вырастет на 17% по отношению к 2022 г. за счет увеличения популярности речных круизов и начала регулярных скоростных перевозок в регионах России. Отметим, что свой вклад в развитие скоростного и иного пассажирского речного транспорта вносит ГТЛК –в рамках реализации инвестпроекта с использованием средств ФНБ компания закажет и передаст в лизинг клиентам 19 скоростных пассажирских судов.
Грузооборот морских портов РФ за 9 месяцев года вырос на 9% за счет перевалки сухих грузов: зерна, удобрений, угля. Положительную динамику показали Каспийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный бассейны. Спад грузооборота наблюдался в Арктическом и Балтийском бассейнах.
Автотранспорт
Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 9 месяцев 2023 г. растут – на 6,8% и 3%, соответственно, что свидетельствует о высокой востребованности общественного городского транспорта. При этом спрос на грузовые автоперевозки сдерживается нехваткой предложения.
На фоне дефицита техники, комплектующих и водителей, а также роста стоимости автотранспорта услуги по грузовым автомобильным перевозкам подорожали за 9 месяцев 2023 г. на 40%. По оценке участников рынка, повышение тарифов до конца года продолжится, дополнительное влияние на них может оказать рост стоимости топлива, удорожание кредитов и нестабильность курса рубля.
Объем продаж грузовых автомобилей за 3 квартала вырос в 1,8 раз к аналогичному периоду 2022 года, и в 1,5 раза – к 3 кварталам 2021 года. Ажиотажный спрос на технику вызван развитием жилищного и дорожного строительства, инфраструктурными проектами, перестройкой логистики. При этом доля в продажах российских производителей снизилась с 53% до 30%, а доля китайских грузовиков выросла с 24% до 60%.
Продажи автобусов демонстрируют более сдержанную динамику, рост составил 33% по отношению к 9 месяцам 2022 года, и 27% в сравнении с 2021 годом. 72% продаж приходится на автобусы российских марок.
Около 87% продаж новой грузовой техники и 40% автобусов осуществляется через механизм лизинга, значительный вклад в стимулирование продаж вносят программы господдержки, в частности, льготный лизинг ГТЛК в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта по обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств ФНБ.
По итогам 2023 г. ожидается рекордный объем продаж коммерческой автомобильной техники: реализация новых грузовиков может вырасти в 1,6-1,8 раза и превысить 140 тыс. ед., реализация автобусов увеличится в 1,3-1,4 раза, преодолев планку в 17 тыс. ед.