Банк «Открытие» (входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам марта 2024 года. Согласно результатам исследования, в начале весны россияне потратили на покупку новых машин 496,2 млрд рублей, на 42% больше, чем в феврале (349,8 млрд руб.), зафиксировав очередной исторический рекорд. Напомним, прежний максимальный показатель трат на новые авто был зафиксирован в декабре 2023 года (384,7 млрд руб.). Всего же в 1 квартале финансовая емкость российского авторынка составила 1,1 трлн рублей.
2:1 в пользу массового сегмента
В марте на массовые автомобили ушло денег вдвое больше, чем на премиальные. Так, в первый весенний месяц на покупку машин массового сегмента было потрачено 335,3 млрд рублей, что составляет 67,6% от общей суммы. В свою очередь, автомобили премиум-сегмента обошлись в 160,9 млрд рублей (доля — 32,4%).
Если же рассматривать соотношение продаж, то тут разрыв намного существеннее (7:1). В марте было реализовано 127,4 тыс. автомобилей массового сегмента, что соответствует 87% всего рынка. Продажи премиальных машин (включая люксовые бренды) составили 19,1 тыс. единиц, что эквивалентно доле в 13%.
Китайские производители собрали рекордную сумму денег
«Китайцы» поставили новый рекорд по объему затраченных средств. В марте было реализовано 84,1 тыс. автомобилей китайских марок на сумму 308,5 млрд рублей. Это рекордный для «китайцев» результат, несмотря на небольшое падение доли в финансовой емкости рынка. Если в феврале она составляла 65,6%, то в марте — 62,2%. При этом пиковый показатель пришелся на январь (67%).
Ближайшие к «китайцам» автомобили европейских брендов в марте обошлись россиянам в 61,6 млрд рублей (доля в финансовой емкости рынка — 12,4%). Далее в этом рейтинге располагаются отечественные марки (57,5 млрд руб.; доля — 11,6%), японские (37,3 млрд руб.; 7,5%), корейские (17,1 млрд руб.; 3,5%) и американские (7,2 млрд руб.; 1,4%).
В количественном выражении также лидируют автобренды из КНР. Напомним, в первый весенний месяц они разошлись тиражом в 84,1 тыс. единиц (57,4% рынка). Примерно вдвое меньше было реализовано автомобилей российских марок — 43,8 тыс. штук (доля — 29,9%). Производители из других стран давно показывают заметно меньшие объемы: продажи машин японских марок составили 5,7 тыс. шт. (3,9%), европейских — 4,8 тыс. шт. (3,3%), корейских — 4,1 тыс. шт. (2,8%), американских — 1,1 тыс. шт. (0,8%).
Почти 80% всех потраченных денег пришлось на сегмент SUV
У кроссоверов и внедорожников доля в марте немного снизилась: было продано 101,1 тыс. новых автомобилей сегмента SUV, а потрачено на них — 393,1 млрд рублей. Таким образом, на долю кроссоверов и внедорожников пришлось 69% в штуках и 79,2% в деньгах. Стоит отметить, что месяцем ранее эти показатели были чуть выше — 70,1% и 79,8% соответственно.
Второе место на нашем рынке по-прежнему занимают автомобили В-класса. По итогам первого весеннего месяца реализовано 31,1 тыс. новых таких машин на сумму 41,3 млрд рублей. Их доля составила 21,2% в объеме продаж и 8,3% — в финансовой емкости.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) пришлось 90,2% всех реализованных машин и 87,5% затраченных средств. Суммарные показатели остальных сегментов рынка по итогам марта составили 9,8% и 12,5% соответственно. В то же время доля каждого из них в денежном выражении не превысила и 3%.
«В марте 2024 года было продано 146,5 тыс. новых легковых автомобилей. Данный результат не только на 41% превышает показатель февраля, но и является максимальным ежемесячным начиная с мая 2021 года. Иными словами, в марте продажи легковых машин вернулись на докризисный уровень. Это связано с желанием потенциальных покупателей успеть приобрести автомобили до 1 апреля: именно на эту дату было запланировано изменение порядка взимания утилизационного сбора, что могло способствовать росту цен на них. Таким образом, россияне старались купить машины до их удорожания. Кроме этого, на рост рынка повлияли желание дистрибьюторов снизить накопленные за вторую половину прошлого года стоки и предпринятые ими для этого меры — предоставление скидок при сдаче автомобилей в Trade-In, скидок на приобретение автомобилей в кредит и субсидирование кредитных ставок на некоторые модели. Это тоже привело к увеличению продаж, особенно в последнюю неделю марта, ставшую рекордной по объемам», — объясняет исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
«Да, аномально высокий объем реализации новых машин в марте повлек за собой и очень большие траты на их покупку, которые в итоге стали рекордными. Всего нескольких миллиардов не хватило, чтобы достичь „психологической» отметки в полтриллиона рублей. Но и результат в 496 млрд рублей является весьма удачным, поскольку он более чем на 100 миллиардов превосходит прежний рекорд, установленный в декабре прошлого года — 385 млрд рублей. И этому также способствует нынешний высокий уровень цен на автомобили», — отметили в пресс-службе банка «Открытие».
*Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.