Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе результатов третьего раунда опроса, проведенного в рамках проекта «Делаем науку в России», анализирует текущую и перспективную ситуацию с научными кадрами и влияние на нее мер господдержки.
Справочно: «Делаем науку в России» является продолжением проекта Doing Science (первые две волны проведены в 2017 и 2022 гг.). В рамках третьей волны (октябрь–ноябрь 2024 г.) представителям 719 научных организаций и университетов (руководители или их заместители по научной деятельности) было предложено оценить кадровую ситуацию в науке по пятибалльной шкале, где 1–2 — негативная оценка текущей ситуации/ее ухудшение через три года; 3 — нейтральная оценка/отсутствие ожиданий изменений; 4–5 — позитивная оценка/улучшение через три года.
Главные выводы:
* Ситуация с научными кадрами меняется к лучшему в течение всего периода наблюдений (с 2017 по 2024 гг.). Опрошенные руководители вузов и научных организаций ее оценивают как довольно благополучную (на 3,48 балла из пяти; в перспективе трех лет оценки еще выше — 3,83). Наиболее оптимистичны по этому вопросу вузы, в особенности участники крупнейшей программы развития университетов «Приоритет-2030», а также представители медицинских и гуманитарных областей науки.
* Благодаря мерам по привлечению и удержанию молодых ученых (программа создания молодежных лабораторий, «мегагранты» и др.) организациям удалось сохранить и даже пополнить их ряды. По данным статистики, численность исследователей в возрасте до 29 лет по итогам 2023 г. составила 53,7 тыс. человек (+1,2 тыс. по сравнению с 2021 г.). Этот тренд в целом подтверждают и результаты опроса (3,46 в 2024 г. против 3,42 в 2022 г., трехлетние ожидания — 3,84).
* В предыдущем раунде опроса (2022 г.) респонденты выражали обеспокоенность в связи с возможными рисками оттока ведущих ученых. Однако результаты 2024 г. показали, что ситуация с их наличием, напротив, несколько улучшилась (3,52 в 2024 г. против 3,41 в 2022 г.).
* Как и двумя годами ранее, руководители в целом довольны уровнем компетенций своих сотрудников — наличием гибких навыков (3,98), способностями эффективно взаимодействовать с заказчиками и партнерами (3,91), владением цифровыми технологиями и методами исследований (3,80). Знания иностранных языков (3,58) и навыки проектного управления (3,54) оцениваются немного ниже, но все равно лучше, чем в 2022 г. (3,42 и 3,37 соответственно).
* Компетенции ученых в области применения технологий искусственного интеллекта при проведении НИОКР получили удовлетворительную оценку (3,01). Чаще других с нехваткой таких навыков у своих сотрудников сталкиваются коммерческие научные организации (2,81). Однако ожидается, что через три года положение дел значительно улучшится (3,71), чему могут способствовать дополнительные стимулирующие программы.
* Ситуация с качеством подготовки выпускников магистратуры и аспирантуры, принимаемых на научные должности, выглядит в целом неплохо (3,70). В условиях перехода на новую систему высшего образования опрошенные руководители ждут дальнейших позитивных изменений (3,97 в 2027 г.)
По ссылке более подробные результаты опроса.