Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе результатов третьего раунда проекта «Делаем науку в России», нацеленного на комплексный анализ состояния и перспектив развития отечественной науки, изучает оценки руководителей (или их заместителей по научной деятельности) университетов, участвующих в программе «Приоритет 2030», и сравнивает их с другими научными организациями и вузами.
Справочно: эмпирической базой для анализа послужили результаты опроса, проведенного в рамках проекта «Делаем науку в России», продолжающего исследование Doing Science (2017 и 2022 гг.) (N=719, октябрь–ноябрь 2024 г.). Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале деловой климат в науке по 87 факторам, сгруппированным в восемь направлений. Дизайн реализуемой с 2021 г. программы «Приоритет 2030» предусматривал базовую часть гранта в форме субсидий из федерального бюджета для всех участников (в 2024 г. ее получили 106 вузов) и специальную часть с двумя треками: «Исследовательское лидерство» и «Территориальное/отраслевое лидерство» (в 2024 г. такую поддержку получили 15 и 27 вузов соответственно); отдельно действовал дальневосточный трек с участием 12 вузов (в настоящем обзоре не рассматривается).
Главные выводы:
Вузы-участники программы «Приоритет 2030» оценили условия для научно-технической деятельности лучше других организаций. А самые высокие баллы (3,90 из пяти) дали представители трека «Исследовательское лидерство» (для сравнения: у участников по треку «Территориальное/отраслевое лидерство» общая оценка составила 3,73, у получателей базовой части гранта — 3,57, всех опрошенных вузов в целом — 3,48).
Вузы трека «Исследовательское лидерство» дали наивысшие оценки по шести из восьми направлений делового климата в науке: кадровому потенциалу (4,22 сейчас и 4,55 через три года), кооперации (4,09; 4,41), материально-технической базе (4,02; 4,41), результативности (4,02; 4,34), институциональным условиям (3,63; 4,05), финансовым ресурсам (3,43; 3,82). При детализации факторов, влияющих на деловой климат в науке, вузы трека «Исследовательское лидерство» выше всего оценили связанные с человеческим потенциалом, а именно: укомплектованность молодыми кадрами (4,78) и ведущими учеными (4,56), уровень подготовки принятых на научные должности выпускников магистратуры и аспирантуры (4,67), цифровые навыки занятых в них научных работников (4,78) и знание ими иностранных языков (4,56).
Для трека «Территориальное/отраслевое лидерство», в свою очередь, характерны более высокие баллы по таким двум направлениям делового климата, как взаимодействие с обществом (4,42; 4,66) и развитие информационной инфраструктуры (3,63; 4,13). В разрезе факторов эти вузы отличаются высокими оценками патентной активности внутри страны (4,87), популяризации научных результатов (4,83), которые они, в частности, активнее других используют в образовательной деятельности (4,61). Вузы этого трека делают ставку на проведение научных мероприятий международного уровня (4,61) и стимулируют сотрудников к участию во внешних конференциях — как российских (4,39), так и зарубежных (4,35), развивают кооперацию в форме сетевых взаимодействий (НОЦ, НЦМУ и др.) (4,39), также они лучше остальных обеспечены современным научным оборудованием (4,30).
Большинство факторов, получивших невысокие оценки, связаны с международной кооперацией. Все опрошенные университеты отмечают трудности с приобретением зарубежного оборудования/расходных материалов для НИОКР (от 2,67 до 2,70), при этом вузы трека «Исследовательское лидерство» чуть лучше остальных оценивают качество регулирования импорта научного оборудования, материалов (3,00 против 2,50 — для базовой части и 2,55 — для «Территориального /отраслевого лидерства») ивидят больше возможностей для привлечения ведущих иностранных ученых (3,22 против 2,47 и 2,91). В то же время они более восприимчивы к ограничениям доступа к зарубежным базам данных (2,22 против 3,00 и 2,74) и исследовательским датасетам (2,71 против 3,22 и 3,26), также у них выше потребность в системах ИИ для НИОКР (2,83 против 3,25 и 3,37).
В трехлетней перспективе университетское сообщество в целом ожидает улучшения ситуации по многим направлениям (наиболее заметный прирост оценок колеблется в диапазоне от +0,83 до +1,33). Помнению пользователей базовой части гранта, основные изменения коснутся условий приобретения зарубежного оборудования, навыков работы с технологиями ИИ, доступа к зарубежным базам данных. Представители трека «Исследовательское лидерство» рассчитывают на усиление поддержки участия сотрудников в зарубежных конференциях. А для участников трека «Территориальное/отраслевое лидерство» в приоритете расширение сотрудничества как с бизнесом в форме совместных лабораторий и научно-технических проектов, так и с госкорпорациями, также они активнее других стремятся к внедрению систем ИИ российской разработки для выполнения НИОКР.
«Программа «Приоритет 2030» объективно является наиболее масштабной и эффективной инициативой в области поддержки российских университетов. Она позволяет им уверенно развиваться по широкому спектру направлений, реализовывать пионерные научные, образовательные и инновационные проекты мирового уровня. Итоги исследования «Делаем науку в России» подтверждают положительные эффекты программы для ее участников, которые оценили условия для научно-технической деятельности заметно лучше, чем другие организации. Вместе с тем, как видно, для их дальнейшего развития требуется устранение барьеров международного научно-технического сотрудничества: расширение возможностей работы с ведущими иностранными учеными, обеспечение доступа к зарубежным базам исследовательских данных. Растет и потребность ведущих университетов в применении современных систем ИИ, без которых все сложнее решать крупные исследовательские задачи междисциплинарного характера, а также в формировании консорциумов с бизнесом для совместной доработки и внедрения современных технологий в отраслях», — отмечает Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
На сайте НИУ ВШЭ более подробные сведения.