Креативные индустрии прирастают бизнесами (экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать предпринимательскую активность в отраслях и регионах России и рассматривает динамику развития креативных индустрий в период постковидной пятилетки, к которым повышается внимание со стороны бизнеса и органов власти.

Справочно: эмпирической базой для анализа послужила информация из базы данных «СПАРК-Интерфакс» о создании и ликвидации за период 2019–2024 гг. организаций, относящихся к 17 креативным индустриям («Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия»).

Главные выводы:

  • Число организаций в креативных индустриях растет второй год подряд: на 2,8% и 3,1% в 2023 и 2024 г. соответственно. В первую очередь это обусловлено уменьшением числа ликвидируемых юридических лиц (с 2019 г. в среднем на 20,1% ежегодно).

  • Минувший год стал рекордным по числу креативных индустрий с позитивной динамикой: ее демонстрировали 11 из 17 креативных индустрий.

  • Самые высокие коэффициенты создания организаций и низкие — ликвидации проявляются в наиболее технологичных индустриях: «Анимации», «Видеоиграх», «Программном обеспечении», «Гастрономии».

  • Высокие показатели создания и ликвидации бизнесов характеризуют индустрии с низкими барьерами входа и высокой конкуренцией: «Дизайн», «Музыку», «Арт-индустрию».

  • Низкие значения коэффициентов создания и ликвидации организаций отличают «Книжное дело», «Архитектуру и урбанистику», «Кино и сериалы», «Исполнительские искусства», «Культурное наследие, отдых, развлечения».

  • Наиболее рискованным выглядит сочетание низких значений коэффициента создания организаций и высоких — их ликвидации: в «Моде», «Ювелирном деле», «Медиа и СМИ», «Рекламе и пиаре», «Народных художественных промыслах и ремеслах». Сокращение сети организаций в данных индустриях может быть следствием изменений в промышленном секторе, выступающим их основным контрагентом.

  • Характерной чертой креативных индустрий в целом является более высокая, чем в других отраслях, доля организаций, чей возраст не превышает трех лет: 37% против 34,8%. Особенно заметный вклад в развитие креативных индустрий вносят молодые «цифровизаторы» — разработчики ПО (к этой категории относилась каждая пятая из числа топ-500 организаций, показавших наибольший прирост выручки в 2024 г.).

На сайте НИУ ВШЭ представляем более подробные сведения.

Другие пресс-релизы