Как занять первое место на научной конференции

Профессор Кафедры математики и анализа данных Финансового университета рассказывает о том, какие требования выдвигаются к научным работам студентов и аспирантов, как студенты представляют свои работы на научных конференциях, каким образом происходит оценивание работ и что нужно сделать, чтобы занять первое место.

Зададимся вопросом, зачем вообще в ВУЗах проводятся научные студенческие конференции, какой в них смысл? Казалось бы, студент учится на перспективном направлении, изучает современные дисциплины, на старших курсах проходит стажировку, там добирает то, что не рассказали в институте, пишет диплом на серьезную тему… И вот на выходе мы получаем специалиста, уже что-то понимающего в своей предметной области. Все хорошо? Не совсем.

Очевидно, учебный процесс в ВУЗе ориентирован и выстраивается под потребности той отрасли и того бизнеса, где предстоит работать выпускнику. ВУЗ постоянно отслеживает тенденции рынка, корректируя существующие учебные программы и направления и разрабатывая новые. Но проблема в том, что обучение в ВУЗе – достаточно инерционный процесс: студент, приходя на первый курс, начинает движение по учебной траектории, которая к старшим курсам уже запаздывает за изменившимися за годы учебы реалиями экономики, социальной сферы, потребностей общества. В результате появляется некоторый зазор в знаниях, навыках и технологиях между тем, что изучал студент, и новыми потребностями на рынке труда. Для сокращения этого зазора и предназначены научные студенческие конференции, круглые столы, временные научные коллективы студентов и т.д.

Одна из задач проведения научных мероприятий в ВУЗе заключается в том, чтобы на конкретных примерах, задачах из реальной жизни показать студентам узкие места и проблемы бизнеса, с помощью научных руководителей дать им возможность в чем-то разобраться и выполнить то, что выходит за рамки учебных дисциплин. Для мотивированного студента этот опыт очень важен, так как позволяет «примерить на себя» будущую специальность, оценить, что он знает и сколького не знает, на практике понять, чем ему вскоре предстоит заниматься.

В каком формате происходит участие в студенческих научных конференциях? Студентам объявляется о предстоящей конференции, затем желающие выбирают себе научных руководителей, обсуждают с ними возможные темы, начинают что-то делать, по результатам работы готовят тезисы. Перед конференцией работы проходят первичный отбор (экспертизу), с целью оставить разумное количество участников – жюри за пару дней работы конференции может прослушать не более двух-трех десятков докладчиков.

Затем – собственно выступления, очные или дистанционные. На доклад обычно отводится 5-6 минут, 2-3 минуты дается для ответов на вопросы по теме доклада. Каждый член жюри заполняет специальную таблицу, в которой выделены критерии, по которым оценивается выступление. По каждой позиции выставляются баллы, затем все баллы суммируются, по баллам в порядке убывания определяются победители, как правило, одно первое место, два вторых, три третьих.

Какие основные критерии оценки работ выделяют эксперты и члены жюри? На первом месте актуальность: должна рассматриваться некая реальная задача или проблема. Студент должен показать, что понимает прикладную область, изучил существующие решения, выполнил сравнительный анализ, видит их сильные и слабые стороны, плюсы и минусы.

 На втором месте – личный вклад автора. Обзорные доклады тоже встречаются, но эти работы не занимают первых мест и не очень интересны. А вот если студент начал рассказывать о своей разработке, о своем решении, тут жюри начинает слушать очень внимательно. И после доклада вопросы, скорее всего, будут именно о том, что студент сделал сам и почему сделал именно так.

Логичность выступления, глубина изложения, обоснованность выводов – еще одна группа критериев. Для докладчика опасность заключается в том, что он увлекается, не контролирует время, излишне подробно останавливается на деталях и за пять минут не успевает рассказать и половину того, что хотел сказать. Еще одна частая ошибка – читать с экрана то, что размещено на слайдах презентации. Члены жюри сами прекрасно видят слайды, если им что-то не понятно, они после доклада спросят об этом.

Еще один из критериев оценки – качество ответов на вопросы. Основная ошибка выступающих в том, что на первый вопрос они начинают отвечать очень подробно, и на ответ может уйти все отведенное время. А если тема интересная, вопросов может быть много, и студент упускает возможность короткими емкими ответами раскрыть свою тему еще более выигрышно.

Переходим к следующему важному критерию – качеству представления материалов, качеству презентации, визуальной составляющей доклада. Традиционно и на конференциях, и на защите дипломов студент показывает свою презентацию, где расписаны цель, задачи, таблицы, рисунки, выводы и т.д. Существуют рекомендации по структуре презентации, по количеству слайдов, по их оформлению, все к этому привыкли, и такой подход является стандартным.

А теперь переходим к тому, что написано в заголовке статьи – оказывается, первое место можно занять, полностью отказавшись от презентации во время доклада!

В апреле в Финансовом университете на Факультете информационных технологий и анализа больших данных проводилась II Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Цифровизация экономики и финансов: модели, методы, технологии», и студентка второго (!) курса бакалавриата Балашова Мария заняла первое место, потратив на свой доклад всего три минуты. Что же показала эта студентка?

На своих экранах члены жюри увидели интерактивный дашборд, разработанный Балашовой, где с помощью различных управляющих ползунков и регуляторов была запущена компьютерная симуляция нескольких сценариев развития стохастических процессов на основании математической модели динамики изменения стоимости биржевого актива.

Смотреть, как на экране в режиме реального времени появляются и пропадают различные кривые, как меняются графики распределений, как динамически пересчитываются гистограммы, было чрезвычайно интересно. На вопросы Балашова давала короткие ответы, опять же используя дашборд, чтобы пояснить особенности решения своей задачи. Результат такого яркого выступления был предсказуем – максимальный балл и первое место.

Что такое дашборд? Зачем он нужен? Как сделать дашборд? Как показать с помощью дашборда результаты своих исследований?

Проще всего представить дашборд как интерактивный экран в браузере, на котором размещен раздел исходных данных, есть группы визуальных управляющих элементов (кнопки, слайдеры, чекбоксы, поля ввода и т.д.). Часть экрана отведена для представления результатов. И в зависимости от различных сочетаний исходных параметров и настроек регуляторов формирование результата происходит по разным сценариям, позволяя увидеть влияние и взаимосвязь различных параметров друг на друга и на результаты расчетов.

Главное достоинство дашборда – его интерактивность. Гораздо интереснее самому нажимать на кнопочки, двигать ползунки и наблюдать, как автоматически выполняются расчеты и перестраиваются графики, чем смотреть на одинокий график в слайде презентации.

Для создания дашборда нужны начальные навыки программирования, что для современных студентов не проблема, так как в том или ином виде основы программирования даются и в школе, и на первых курсах большинства направлений подготовки. А дальше – нужна идея и желание реализовать свою идею красиво. Очевидно, опыт создания дашбордов пригодится студенту и после того, как он займет призовое место на конференции или защитит свой диплом на 5.

Лукьянов Павел Борисович, доктор экономических наук, Профессор Кафедры математики и анализа данных Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы