Креативное предпринимательство в регионах (экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует динамику появления креативных бизнесов в разрезе субъектов Российской Федерации.

Справочно: В данной работе на основе информации из базы данных «СПАРК-Интерфакс» о действующих и ликвидированных в 2019–2024 гг. организациях анализируется предпринимательская активность в 17 креативных индустриях: «Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «ПО»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия».

Главные выводы:

  • Все большее число регионов делают ставку на развитие креативных индустрий. Так, если за 2022 г. только в 33 субъектах Российской Федерации число организаций креативных индустрий выросло или оставалось стабильным, то в 2023 и 2024 гг. таких регионов стало вдвое больше — 67 и 59 соответственно. Всего же в России, согласно «Спарк-Интерфакс», по состоянию на 2024 г. действовали 193,7 тыс. организаций креативных индустрий (+3% к уровню 2023 г.), при этом за год появилось 15,9 тыс. новых креативных бизнесов.

  • Особенно быстрыми темпами в 2024 г. увеличивалось число организаций креативных индустрий в 20 регионах; большинство из них расположены на юге, Дальнем Востоке и в Арктической зоне и отличаются небольшим масштабом креативного сектора.

  • Вместе с тем растет и число регионов, где интенсивность создания новых организаций креативных индустрий снижается. Если в 2022 г. только 21 субъект РФ показал тренд на снижение числа новых креативных бизнесов, то в 2023 г. их было уже 45, а в 2024 г. — 60.

  • По числу созданных в 2024 г. креативных бизнесов лидируют также 20 регионов, среди которых преимущественно субъекты РФ с городами-миллионерами. Более половины (53,6%) всех организаций, созданных за минувший год в креативных индустриях, приходится на Москву и Московскую область, которые с 2020 г. демонстрируют устойчивый рост по числу регистрируемых креативных бизнесов.

  • Вклад других субъектов РФ с городами-миллионерами и прочих регионов стабильно снижается с 2021 и 2022 гг. соответственно. Во всех регионах с наибольшим числом организаций креативных индустрий (выше 1% от общероссийского показателя), кроме Московской, Ростовской и Самарской областей, темпы создания новых организаций в 2024 г. замедлились по сравнению с предыдущим годом.

  • Регионы значительно различаются по предпринимательской активности в креативных индустриях, что прослеживается по значениям коэффициента создания организаций креативных индустрий в разрезе федеральных округов. Так, в 2024 г. по этому параметру лидировали Южный и Северо-Кавказский федеральные округа (8,5% и 8% соответственно), далее с заметным отставанием — Северо-Западный федеральный округ (6%). Положительные тенденции в южных регионах могут быть обусловлены возросшим вниманием региональных органов власти к креативной экономике.

Комментирует Виктория Боос, руководитель Лаборатории исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Несмотря на общее увеличение в России числа организаций креативных индустрий, в большинстве регионов динамика их роста замедлилась. Причиной могут быть еще не завершившиеся как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ процессы стратегического планирования по развитию креативной экономики и отсутствие явно выраженных стимулов для создания новых бизнесов в сфере креативных индустрий. Другая вероятная причина, имеющая уже общеэкономический, а не отраслевой характер, — высокая стоимость заемных средств».

Другие пресс-релизы