Пилотный проект был запущен в 2024 году для студентов НИУ ВШЭ, а в этом году к нему присоединились ИТМО, КФУ, НГТУ, ННГУ, СибГМУ, СКФУ, ТГУ, ТюмГУ, Университет Правительства Москвы и УрФУ. Более 500 студентов программ в области гуманитарных и социальных наук, экономики и менеджмента, истории и коммуникаций, филологии, медиа и педагогики освоили навыки работы с генеративными моделями и применили их при подготовке дипломных работ.
«Мы видим, что студентам не хватает базового понимания работы генеративного ИИ, навыков промпт-инжиниринга, и поэтому без обучения работе с технологиями взаимодействие студента с ИИ дает посредственный результат. Наш проект свел экспертов в области ИИ со студентами и научными руководителями и на практике показал возможности и ограничения ИИ-инструментов. Также много времени было уделено и промпт-инжинирингу. Полученные ВКР стали на голову выше, чем у студентов, которые использовали ИИ без знаний того, как правильно применять эти технологии», — рассказала Дарья Касьяненко, старший преподаватель, академический руководитель магистратуры «Инженерия данных», руководитель проекта от факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Платформа Yandex Cloud предоставила участникам бесплатный доступ к семейству моделей нового поколения YandexGPT 5, при этом они могли использовать любые доступные ИИ-инструменты. На защитах студенты рассказывали, в каких именно задачах применяли большие языковые модели и как планируют использовать нейросети в будущей работе, а комиссия оценивала способность студентов критически работать с искусственным интеллектом.
Опрос студентов показал, что они обращались к ИИ в первую очередь для структурирования текста (60%) и литературного обзора (51%). 47% студентов применяли ИИ для создания черновиков и написания текста, 45% — для автоматизации обработки данных, 42% — для стилистической корректировки текста.
При этом студенты воспринимают ИИ как вспомогательный инструмент, а не как замену полноценной работы: 46% студентов оценили вклад ИИ как умеренный (он помог им лишь в некоторых аспектах работы), еще 34% — как незначительный (они использовали GPT эпизодически, а на итог работы это не повлияло), 17% студентов обращались к ИИ на всех этапах работы, и на 4% участников опыт применения ИИ практически не повлиял.
Помимо этого, эксперты «Яндекса» и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ обучали преподавателей — научных руководителей — использовать ИИ-инструменты. Им рассказывали о различных аспектах работы с генеративными нейросетями — от основ промптинга до создания собственных ИИ-ассистентов.
«За прошедший год искусственный интеллект стал полноценным компаньоном в решении образовательных задач, а ИИ-компетенции — неотъемлемым требованием для выпускников на современном рынке труда. В “Яндекс Образовании” мы ставим перед собой масштабную цель — помогать университетам развивать ИИ-грамотность и формировать востребованные навыки у будущих специалистов и преподавателей. В этом году проект по применению ИИ в дипломах охватил несколько сотен студентов и более десятка университетов. Особенно ценно, что студенты воспринимают нейроинструменты как партнеров по мышлению, а не как замену себе. Мы намерены и дальше помогать вузам находить оптимальные способы интеграции современных технологий», — поделился руководитель стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании» Кирилл Баранников.