Эффективность аспирантуры: в поисках нового подхода к оценке (экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует динамику выпуска из аспирантуры с защитой и обсуждает необходимость нового подхода к оценке системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Главные выводы:

  • За последние 15 лет российская аспирантура претерпела ряд серьезных изменений, но подход к оценке ее эффективности остался прежним: он базируются на измерении доли выпущенных из аспирантуры с защитой кандидатской диссертации.

  • С 2010 г. этот показатель снижается. За прошедший период удельный вес таких выпускников сократился почти втрое — с 28,5% в 2010 г. до 10,5% в 2024 г.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
  • Главный фактор, который мешает подготовке и защите диссертации, — необходимость совмещать аспирантскую деятельность с работой. Аспирантура все чаще становится осознанным выбором, и средний возраст аспиранта увеличивается. В 2024 г. треть обучающихся были старше 30 лет (с 2010 г. их доля выросла более чем вдвое). В этом возрасте обязательства по подготовке диссертации неизбежно накладываются на задачи по выстраиванию карьеры и содержанию семьи.

  • Увеличилось число лиц, защитивших кандидатские диссертации уже после выпуска из аспирантуры. По данным Росстата, в 2024 г. на их долю приходилось 45,5% проведенных защит (в 2010 г. величина этого показателя составляла 26,3%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
  • Увеличение сроков подготовки диссертации — общемировой тренд. По данным опроса европейских университетов, в 2019 г. только 7% защит прошли в течение трех лет после поступления на программу PhD (эквивалент аспирантуры), что по срокам соответствует длительности аспирантских программ в России. В США, по данным за 2021 г., средний период между поступлением и получением ученой степени составляет 7,3 года. Именно этот показатель — time-to-degree (время до получения степени) — используется в отдельных странах для мониторинга деятельности программ подготовки.

Резюме: анализ данных статистики и мировой практики показывает, что снижение доли защитившихся во время обучения свидетельствует не о кризисе аспирантуры, а о необходимости переосмысления подхода к ее оценке.

Другие пресс-релизы