«Научная среда»: как сохранить мотивацию на долгой дистанции

В конце сентября в Профессорском клубе Вышки прошел семинар «Научная среда», посвященный теме мотивации в исследовательской деятельности. Молодые ученые, аспиранты и стажеры университета собрались, чтобы обсудить, как сохранять внутренний ресурс и энергию в условиях высокой академической нагрузки.

«Научная среда» — серия мероприятий, целью которых является поддержка молодых исследователей Вышки и создание пространства для обсуждения актуальных вопросов академической жизни. Сентябрьская встреча была сфокусирована на теме мотивации и внутренних ресурсов. В условиях растущего давления на исследователей — от дедлайнов и гонки за публикациями до постоянного информационного шума — важно говорить о том, как сохранять энергию на длинной дистанции, находить устойчивые источники вдохновения и развивать практики самопомощи.

К участникам встречи обратились Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов, и Кристина Туренко, менеджер Центра научной интеграции. Они отметили важность начала учебного года как точки нового старта и пригласили молодых ученых включиться в интерактивный разговор о том, как сохранять мотивацию в академической работе.

Открыл обсуждение Дмитрий Чешев, пловец-параатлет, спикер TEDx. Он рассказал о теории множественного интеллекта, сделав особый акцент на развитии витального интеллекта. Спикер на личном опыте продемонстрировал, что навыки сохранения энергии являются ключом к достижению поставленных целей. Дмитрий Чешев обсудил вместе со студентами долгосрочную мотивацию для проведения научных исследований: ее лучше строить на положительных эмоциях, основная из которых — удовольствие от самого процесса создания нового знания.

Участники вместе сформулировали несколько простых правил для восстановления энергии:

  •  сделать что-то противоположное рутинной деятельности;

  •  пообщаться с «людьми-батарейками» для вдохновения и позитивных эмоций;

  •  вернуться к хобби, которые приносят удовольствие (спорт, чтение, путешествие).

Владислав Сотников, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова, в формате диалога обсудил с участниками семинара, что понимается под академическим шумом. Это не только внешние препятствия — дедлайны, публикационная гонка, организационные перегрузки, — но и постоянные отвлекающие факторы, отнимающие энергию.

Владислав Сотников подробно рассказал о психофизиологии мотивации, развеял популярные мифы о гормонах удовольствия и объяснил, как правильно понимать их роль в поддержании энергии и интереса к делу. Например, спикер отметил, что многозадачности с точки зрения нейронаук не существует, более того, работа в таких условиях только вредит когнитивным процессам, вызывая стресс и снижение концентрации.

Также было уделено внимание связи мотивации с биохимией мозга: так, дофамин, отвечающий за предвкушение и любопытство, может активно вырабатываться и поддерживать мотивацию на этапах поиска научной литературы и формулирования проблемы исследования, а серотонин и окситоцин, которые ответственны за чувство уверенности и социальной поддержки, активизируются на живых встречах единомышленников — на научных семинарах, профессиональных встречах.

В завершение молодым исследователям предложили конкретные техники самопомощи для поддержания мотивационной системы, основанные на нейрохимии мозга, — «дофаминовое протоколирование» и «кортизоловый сброс», а также набор упражнений, помогающих бороться с выгоранием.

Книжные рекомендации спикеров

  •  Ангела Дакворт «Упорство. Как развить в себе главное качество успешных людей»

  •  Тони Шварц «То, как мы работаем, — не работает. Проверенные способы управления жизненной энергией»

  •  Джим Лоэр, Тони Шварц «Жизнь на полной мощности. Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью»

Участники «Научной среды» подчеркнули практическую пользу встречи. «Было здорово, что сразу давали конкретные инструменты, которые можно применить в жизни», — говорили многие молодые ученые. Они также отметили, что семинар стал пространством вдохновения для движения вперед. «После семинара появилось ощущение, что у меня есть новые ресурсы для преодоления трудностей в моей научной работе», — сказал один из участников.

Семинар стал площадкой не только для обмена опытом, но и для создания поддерживающего сообщества. Молодые исследователи подчеркнули, что обсуждение вопросов мотивации помогает почувствовать себя частью академической среды и увидеть, что трудности на длинной дистанции знакомы каждому и справиться с ними возможно.

Другие пресс-релизы