Студентка 1-го курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Софья Лукина занимала призовые места на «Высшей пробе» по английскому языку пять лет подряд и была зачислена в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний. В интервью «Вышке.Главное» она поделилась секретами успешной подготовки к олимпиаде и дала рекомендации сегодняшним школьникам.
Интерес к английскому языку у меня появился еще в дошкольном возрасте: я обожала программу Funny English на телеканале «Карусель». А в школе (с 1-го по 11-й класс я училась в Кировском экономико-правовом лицее) английский сразу стал любимым предметом: мне нравилось писать диктанты, учить тексты, соревноваться с одноклассниками в том, кто знает больше слов, и участвовать в различных конкурсах.
В 5-м классе в моей жизни появились олимпиады по разным предметам — от литературы до ОБЖ. Это всегда было серьезным испытанием, но мне нравилось, и я отнюдь не тратила на подготовку все свои силы. Оставалось время и на то, чтобы путешествовать с классом по России и по миру, вести экологичный образ жизни и даже учиться водить машину. В дальнейшем я все-таки сократила спектр олимпиадных профилей и сконцентрировалась на английском языке.
Об олимпиаде «Высшая проба», которую проводит Высшая школа экономики, я узнала в 7-м классе от своей учительницы английского языка и одновременно классного руководителя. Это был 2020/21 год, заключительный этап из-за ковида проводился дистанционно, и выполнять задания на компьютере оказалось очень удобно. Посчитать слова в эссе можно было за секунду (если считать вручную, теряешь драгоценные минуты), к тому же перед глазами постоянно часы, и ты понимаешь, сколько времени остается на то или иное задание.
В 7-м классе я получила по английскому языку диплом II степени (участвовала еще в состязаниях по русскому языку, но до призового места не хватило баллов) и решила обязательно вернуться на «Высшую пробу» в следующем году. С тех пор не пропускала ни одного года. В 8-м классе получила по английскому языку диплом I степени, в 9-м классе — III степени, в 10-м и 11-м — снова I степени. В июне этого года на церемонии в Центре культур НИУ ВШЭ мне также вручили диплом в номинации «Победный марафон» (призовые места в течение четырех и более лет). Весьма символично, что нас поздравила руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Алексеевна Колесникова, сравнившая процесс подготовки к олимпиадам с занятиями спортом.
В «Высшей пробе» я участвовала каждый год просто потому, что мне нравилось. Нравилось решать интересные задания, ломать над ними голову, приходить на очный тур (за исключением 2021 года, он проводился в Кирове на базе нашего лицея), узнавать свои баллы и сообщать об этом друзьям. А если у меня все получается и участие приносит свои плоды, зачем останавливаться? Победа несколько лет подряд — это ведь не только знания, но и упорство, усилия. Мне всякий раз хотелось улучшить собственный результат, тем более что задания становились сложнее, а критерии жестче.
«Высшая проба» по английскому языку проводится для трех категорий школьников — учеников 7–8-го, 9–10-го и 11-го класса, и для каждой категории представлены четыре одинаковых блока заданий, объединенных одной темой. Например, в 7-м классе задания были посвящены художникам, в 9-м — писателям, в 11-м — историческим событиям, и было интересно, что же организаторы придумают в следующий раз. А еще было интересно сравнивать задания разных лет. Например, самым сложным в четвертом блоке мне показалось задание, которое я получила в 9-м классе, — написать статью на основе двух цитат.
Конечно же, каждый год я готовилась к олимпиаде — например, просматривала задания прошлых лет, читала статьи об известных британских и американских писателях, за пару дней до очного этапа анализировала работы дипломантов. Сейчас понимаю, что подготовка должна быть организована более четко, нужно следовать определенному плану в зависимости от того, какие задания вызывают наибольшую сложность и какая тема меньше всего знакома. Тогда вы наверняка будете меньше переживать за результат.
Мой главный совет сегодняшним школьникам — начинать участвовать в «Высшей пробе» как можно раньше. Это позволит еще в 7-м или 8-м классе понять, нравится вам олимпиада или нет, и если нравится, то постепенно привыкать к формату, более целенаправленно готовиться, анализировать собственные ошибки. Тем, кто впервые оказался на «Высшей пробе» в 11-м или даже 10-м классе, наверстать упущенное очень сложно.
Любая олимпиада — это расширение кругозора и тренировка мозга. При подготовке по английскому языку нужно находить, изучать и повторять все более сложный материал, начиная от клише в различных форматах письменного задания и заканчивая самыми немыслимыми фактами из страноведения. Кроме того, олимпиада — это небольшая школа жизни, когда участник развивает в себе такие качества, как целеустремленность, упорство, дисциплинированность, находчивость. ОГЭ, ЕГЭ и другие школьные экзамены после «Высшей пробы» уже не казались мне такими страшными и нервирующими.
А еще важно, что ранний старт дает возможность выбирать между разными предметами и с каждым годом улучшать свои результаты. Если не получилось в первый раз по одному профилю, то получится в следующий раз по другому.
В этом году я стала студенткой Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. Рассматривала только этот вариант: учеба в Вышке была моей давней мечтой. В детстве я хотела стать переводчиком, но сейчас у меня нет четкого образа собственного будущего. Человек, знающий несколько языков, может работать практически в любой области, так что надеюсь, что за четыре года благодаря университету я обязательно найду свой путь и дело по душе.
За полтора месяца учебы я многое узнала — например, что не все предметы такие простые, как кажется на первый взгляд. Сейчас самый интересный для меня предмет — китайский язык, кардинально отличающийся от всего, что я изучала раньше. Раньше он казался неприступной крепостью, но сейчас, когда я освоила азы, даже любопытно, что ждет меня дальше.
Поступая в Высшую школу экономики, я рассматривала возможность участия в организации олимпиад, которые она проводит, в качестве волонтера. Было бы интересно узнать об их внутренней кухне и снова оказаться в знакомой мне атмосфере. На фестивале «Экстра» я пообщалась со студентами-волонтерами, задала им вопросы и теперь жду начала набора. Так что, надеюсь, в этом учебном году я снова окажусь на «Высшей пробе».Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в 2025/26 учебном году пройдет по 28 профилям. Все они включены в Перечень олимпиад школьников на 2025/26 год, то есть дипломанты получают право зачисления в вуз на бюджет без вступительных испытаний или 100 баллов за ЕГЭ. Регистрация завершается 20 октября 2025 года в 14:00 (мск). Процедура включает несколько шагов и требует времени, чтобы заполнить форму для получения логина и пароля (заявка рассматривается в течение суток), выбрать в личном кабинете профили, получить подтверждение с регистрационным номером.