Российский рынок электронной коммерции вступает в фазу зрелости, когда ключевой фактор успеха — это не просто широта ассортимента или низкие цены, а умение построить доверительную среду взаимодействия между покупателями и продавцами. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе маркетплейсов нужно удовлетворить все возрастающий спрос на защитные механизмы, способные обезопасить участников рынка от неприятных сюрпризов. Отсюда возникает совершенно новое направление финтеха — страхование покупок и продавцов.
Может быть несколько сценариев развития. Самое простое — это сотрудничество с классическими страховыми компаниями и встраивание их сервисов в свои платформы. Другой путь – создание своих цифровых продуктов и борьба за клиентов с экосистемами, типа Сбер, которые предлагает подобные страховые услуги через сервисы СберБизнес. Или партнерство с финтех-компаниями, как альтернативный путь синергии инновационного развития.
Крупнейшие российские торговые платформы, такие как Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, активно продвигают идею введения страховых продуктов для защиты интересов обеих сторон. Теперь они выходят за рамки простого соединения участников рынка, фактически беря на себя роль страховщика.
Яндекс Маркет с лета предлагает покупателям застраховать приобретаемую технику, не выходя из приложения. Озон недавно выдвинул инициативу по страхованию пунктов выдачи заказов и продавцов через оформление специальных полюсов непосредственно на платформе маркетплейса. Страховка для ПВЗ позволяет защититься от типовых ситуаций, как пожар и затопление. А предложенная страховая услуга для продавцов имеет более оригинальное наполнение. С ее помощью предприниматель или магазин может защитить себя от рисков, связанных с неправильной маркировкой товаров, неверной упаковкой или претензиями покупателей. Wildberries предлагает сервис по страхованию заказов. Пользователи при оплате заказа могут выбрать дополнительную услугу покрытия рисков повреждения товара при доставке или потерю посылки. Подобные инициативы доказывают интерес крупных российских платформ к повышению качества сервиса и удержанию клиентов за счет созданию комфортных условий и упрощения процедур в случае наступления негативного сценария купле-продажи.
Иностранные финтехи, как, например, европейская компания Qover, предлагают решения по встраиванию страховых продуктов непосредственно в расширенные платные аккаунты пользователей платформ. Это позволяет маркетплейсу за небольшую ежемесячную плату обеспечить защиту клиента (как покупателя, так и продавца) от возможных рисков.
Тенденция внедрения и расширения страховых продуктов крупных электронных торговых площадок отражает происходящие кардинальные изменения в структуре платформенной экономики. Раньше основное внимание концентрировалось на увеличении трафика и привлечении большего числа продавцов. Теперь, когда рынок практически сформировался, наступает период качественного роста, направленного на выстраивание надежной и безопасной среды. В том числе и за счет предложения смежных услуг, таких как страхование.
Новый вектор развития показывает, что скоро страхование станет необходимым компонентом каждой крупной цифровой платформы. Это усиливает давление на остальных участников рынка, заставляя их либо следовать за лидерами, либо создавать свои уникальные финтех-сервисы для удержания клиентов.
Как отмечает Долганова Ольга Игоревна, к.э.н., доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета при Правительстве РФ, данную тенденцию можно рассматривать как новый перспективный путь расширения цифровых сервисов коммерческих платформ, что откроет простор для экспериментов и инноваций в отрасли. Например, создание суперсервисов страхования продавца при работе одновременно с несколькими маркетплейсами. Таким образом, финтех выводит электронную коммерцию на качественно иной уровень, где доверие и надёжность стоят выше обычных ценовых войн.