«ИИ позволяет людям без опыта разработки прототипировать решения, упрощающие их деятельность»

28 октября завершилось обучение в рамках третьего потока программы «Искусственный интеллект в социальной сфере». Слушатели представили и защитили свои проекты. В рамках освоенного курса преподаватели помогли им найти перспективные области применения ИИ для эффективной работы в социальной сфере и обучили практическому применению инструментов ИИ.

Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ выступает академическим партнером по блоку ИИ в рамках программы Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы.

«Искусственный интеллект позволяет людям без опыта разработки прототипировать решения, упрощающие их деятельность. Мы при разработке программ всегда стараемся соблюсти баланс между необходимой теорией и практическим применением знаний», — рассказывает Евгений Соколов, научный руководитель Центра непрерывного образования ФКН ВШЭ.

В рамках предыдущего потока слушатели программы предложили жизнеспособные прототипы решений, которые потенциально улучшат работу социальной сферы Москвы по разным направлениям.

Например, обучающиеся разработали модель искусственного интеллекта, которая распознает эмоции посетителей социального учреждения. То есть в момент, когда получатель услуг входит в учреждение, сотрудники уже знают, в каком он настроении, и могут правильно и квалифицированно отреагировать на его запросы и реакции. 

Среди других перспективных проектов второго потока — чат-бот, который помогает автоматизировать рутинные запросы новых сотрудников, система оценки эмоционального фона посетителей клиентского офиса, анализатор экстренных состояний для телефона неотложной психологической помощи.

Лучшие проекты, реализованные на весеннем потоке Школы ИИ, были представлены министру Правительства Москвы, руководителю Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгению Стружаку. По итогам этой презентации были даны поручения о дальнейшей разработке этих моделей и их внедрению.

Преподаватели программы — научный руководитель Центра непрерывного образования ФКН Евгений Соколов, автор и преподаватель корпоративных и открытых курсов Маргарита Бурова, академический руководитель программ по применению искусственного интеллекта для сотрудников НИУ ВШЭ Мария Горденко, эксперты центра Дарья Касьяненко и Армен Бекларян, преподаватель практических занятий Диана Сусла.

Область применения ИИ в социальной сфере потенциально широка. «Уже сейчас это работает в таких направлениях, как проектирование взаимодействия между людьми, например продуктовая аналитика или проектирование скриптов для общения между специалистами либо потребителями услуг. Если говорить об оптимизации рутинных процессов в социальной сфере, я бы назвал обработку типовых запросов от потребителей. Вопросы о социальной поддержке и услугах требуют профессиональных знаний и четких ответов. Перевод типовых запросов на общение с чат-ботом с большой языковой моделью сильно оптимизирует работу специалистов. Также нейросети используются для аналитики данных. Можно сравнивать табличные данные, проводить семантический анализ текста, создавать текстовые документы, изображения, презентации», — отметил Максим Малкин, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы. 

Первый модуль занятий посвящен основным понятиям ИИ и его применению в различных областях. На втором интенсиве слушатели посещают индустриальный семинар, узнают об этике использования ИИ, участвуют в лекциях и семинарах, посвященных работе с Excel и генераторами формул, поиску и переводу текста, работе с изображениями с помощью ИИ, визуализации данных и работе с презентациями. Программа третьего модуля направлена на внедрение искусственного интеллекта в профессиональную деятельность.

Один из важных аспектов обучения — этика использования нейросетей. «Пользователь должен понимать, что нельзя загружать в нейросеть конфиденциальные и персональные данные. Во-первых, это нарушение закона “О персональных данных”. Наиболее очевидный риск — это утечка информации, утечка данных. Этот постулат мы транслируем слушателям Школы искусственного интеллекта ИДПО (“Искусственный интеллект в социальной сфере”) на самых первых занятиях», — отмечает Максим Малкин.

После теоретического блока по ИИ слушатели программы объединились в проектные команды и разработали прототипы новых технологичных решений, которые представили на итоговой аттестации программы. По завершении обучения участники получили удостоверения о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Центр непрерывного образования ФКН проводит корпоративное обучение по математике, программированию, анализу данных и машинному обучению. Программы разрабатываются с учетом специфики компании-заказчика. Узнать больше об организации корпоративного обучения в центре можно на сайте.

Другие пресс-релизы