Специальная сессия РВФ была посвящена продвижению российской винной культуры через кинематограф.
Фильмы о виноделии традиционно играют важную роль в развитии винной культуры. Через художественные образы они передают красоту и сложность винного мира, делают звездами не только виноделов, но и сорта винограда, винодельческие регионы.
Перед создателями тематических фильмов, как и перед виноделами и винодельнями, участвующими в съемках, стоит целый ряд непростых задач. Этому был посвящен разговор в рамках специальной сессии «Продвижение российской винной культуры через художественные образы на примере кино. Вино в кино». Модератором дискуссии выступила автор и продюсер телевизионных программ, участница игры «Что? Где? Когда?» Елена Потанина.
Главный режиссер телеканала СТС, руководитель «Первого творческого объединения» Антон Федотов рассказал о процессе создания сериала «Виноделы», сравнив его с другим своим проектом – популярным телесериалом «Кухня».
«Сериал про вино – это очень непросто. Популяризация отечественного виноделия была одной из наших задач. Но нам также важно было эмоционально вовлечь аудиторию, показать через комедию, через сюжетный мир – пусть немного утрированный – суровые будни винодельческого хозяйства. Мы поняли, что для того, чтобы рассказать о винной культуре увлекательно, нужен конфликт», – отметил Антон Федотов.
В ответ на растущий интерес зрителей к российским винам и винодельням режиссер предложил рассматривать документальные форматы как продолжение темы.
Создатель и ведущий телеграм-канала «Вино и люди», автор и соавтор ряда документальных фильмов о российском виноделии, включая одноименный сериал и проекты для канала «Россия 24» Алексей Синельников подчеркнул важность работы с документальным материалом, заметив, что отечественный кинематограф «пока не готов к появлению блокбастеров про вино и виноделие».
Среди причин он назвал недостаточную вовлеченность российских селебрити в развитие винной культуры. О поддержке документальных сериалов о виноделии рассказал также генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский.
Советник по GR онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина призналась, что сама не любит вино, но отметила, что оно уже стало частью российского культурного и национального кода – и это должно находить отражение в современном контенте.
Виноделы, присутствовавшие на сессии, подчеркнули важность сотрудничества с киноиндустрией.
«Пятнадцать лет назад мы заложили первый камень нашей винодельни и все это время целенаправленно делали ее визуально привлекательной. Сегодня, когда съемочные группы спрашивают, можно ли приехать к нам, мы всегда откликаемся. Такое сотрудничество позволяет нам ставить перед собой новые задачи, рассказывать гостям о ценностях нашей семьи», – отметил основатель «Семейной винодельни Колесникова» Михаил Колесников.
По его словам, благодаря появлению винодельни в кадре хозяйство, расположенное вдали от туристических маршрутов, неподалеку от Светлограда (Ставропольский край), получает устойчивый поток гостей со всей страны.
Совладелец хозяйства «Вина Лефкадии» Михаил Николаев обратил внимание на чрезмерное присутствие крепкого алкоголя и пива в отечественной кино- и телепродукции.
«Многие сцены с употреблением алкоголя могли бы выглядеть совершенно по-другому, если бы в кадре появлялось вино – в более широком культурном и эстетическом контексте», – подчеркнул Михаил Николаев, приведя в пример успешное продвижение калифорнийских вин усилиями голливудских киностудий.
Организаторами Форума выступают Фонд Росконгресс и Ассоциация «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России» (ФСРО АВВР). Соорганизатор – Россельхозбанк. Стратегический научный партнер – Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».