Цифровые решения могут расширять образовательные возможности для школьников, не увеличивая при этом нагрузку на учителей. Как использовать искусственный интеллект и виртуальную реальность в школе осмысленно и без потери качества образования, обсудили эксперты на форуме «Технологии в образовании»
«Технологии в образовании» — это первый совместный Форум Альтаирики и Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Он стал местом встречи директоров и учителей школ со всей России, собрав более 800 участников из более, чем 30 регионов. В этом материале представлены результаты события и его ключевые выводы.
Обсуждаем, как технологии меняют сферу образования
В рамках панельной дискуссии эксперты пришли к единому мнению – искусственный интеллект (ИИ) выводит образование на новый уровень. Его внедрение в учебный процесс требует глубокой трансформации и гибкой адаптации от педагогов и учеников. Анастасия Андреева, руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ, поделилась, что большая доля проектов, поданных на Конкурс инноваций в образовании (КИВО) в этом году были связаны с использованием ИИ в образовании. Академический руководитель «Летово» Ярослав Казанов утверждает, что роль учителя смещается от простого передатчика знаний к функциям управленца, инженера и вдохновителя образовательного процесса. CEO проекта «Кеды профессора» Константин Егошин добавляет: поскольку современные дети активно используют ИИ для решения задач, педагогам необходимо адаптировать свои методики и задания под эти реалии.
Хотя ИИ является «ментальным экзоскелетом», усиливающим интеллектуальные возможности (модератор дискуссии и CEO АО «Альтаирика» Константин Урванцев), он несет и риски. Главный редактор популярной серии энциклопедии Аванта+ Мария Аксёнова предупреждает о возможной когнитивной лени и потере навыков, говоря о необходимости «фитнеса для мозга». Директор Института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев акцентирует: вызовы ИИ — такие как снижение критического мышления и самостоятельности студентов — не повод отказываться от технологии, а проблемы, которые образовательные организации должны системно решать.
Обсуждение трендов развития технологий продолжилось в рамках сессии «Вопрос-ответ», где участники конференции могли задать любые вопросы экспертам. Со слов Александра Гулина, директора ОАНО «ЧШК «Снегири», крайне важно разделять возможности ИИ и его ограничения. Он подчеркивает, что некоторые функции и решения следует оставить исключительно за человеком, тогда как в областях, где ИИ может быть полезен, необходимо проводить разъяснительную работу для снятия опасений у педагогов. Константин Урванцев, СЕО Альтаирики, поделился своим видением будущего технологий, основанным на регулярных форсайт-сессиях. Он считает, что нейросети неизбежно интегрируются в мир, и после спада первоначального ажиотажа останутся лишь устойчивые и эффективные ИИ-решения, которые станут обыденностью. Параллельно, в ближайшие 5-7 лет, виртуальная реальность (VR) трансформируется в смешанную, когда лёгкие и простые устройства, по сути, обычные очки, позволят бесшовно взаимодействовать с дополненной реальностью. Анастасия Андреева из Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ выделяет три активно развивающихся области в дошкольном сегменте: применение ИИ в логопедии, обучение детей цифровой культуре и проекты по физкультуре, отмечая потенциал высоких фитнес-технологий для развития спортивных навыков, несмотря на скептицизм учителей.
Разбираемся, как ИИ может сократить нагрузку учителя, а VR – повысить эффективность образовательного процесса
Илья Ивахин, ex-Директор департамента экспертного сопровождения Федерального центра прикладного развития ИИ, выступил с докладом «ИИ для снижения нагрузки учителя: миф или реальность», показав, как современные инструменты способны заметно сократить время подготовки и проверки работ учеников. В отличие от человека, ИИ не устает: достаточно задать критерии оценки, загрузить работы и затем перепроверить результат. На практических примерах спикер продемонстрировал, как такие подходы экономят время и повышают качество обратной связи.
Основатель АО «Альтаирика» Константин Урванцев представил доклад «Визуальное обучение: как вдохновить наукой современных школьников». Опираясь на опыт своей компании и данные научных исследований о VR-уроках, спикер продемонстрировал, что виртуальные путешествия в космос, в глубины океана или в гущу исторических событий делают учебу эмоциональной, наглядной и запоминающейся. Использование технологий в образовании является не просто развлечением, а способом трансформировать школьный опыт и повысить мотивацию к изучению наук.
Знакомимся с кейсами успешного применения VR, ИИ в обучении
На форуме выступили представители образовательной сферы, которые поделились практическим опытом внедрения цифровых технологий в учебный процесс. Торохова Жанна и Ирина Аленер из образовательного комплекса № 10 г. Ярославль представили проект «Нейрум» — бесплатную ИИ-платформу для проверки домашних заданий, направленную на снижение бюрократической нагрузки учителей и повышение мотивации учеников. Непомнящих Виктория, педагог-психолог детского сада № 146 г. Тюмени, рассказала об использовании VR-технологий как инструмента для диагностики и развития эмоциональных, когнитивных и речевых навыков у дошкольников. Жукова Александра, учитель английского языка ГБОУ СОШ №139 г. Санкт-Петербурга, поделилась опытом системного применения генеративного ИИ для создания персонализированных заданий, развития гибких навыков и сокращения рутинной нагрузки педагога. Попова Марина, представляющая ГБОУ школу №604 г. Санкт-Петербурга, также поделилась своим ценным опытом практического внедрения технологий в образовательный процесс.
Тестируем технологии: инсайты с мастер-классов зала ИИ и VR
В рамках форума также состоялись три мастер-класса, посвященных работе с ИИ. Тимур Селимов, сотрудник Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ, познакомил участников мастер-класса с азами промптинга и помог разработать первые материалы для их уроков. Результаты, полученные участниками, настолько их удивили, что не раз звучала фраза: «А что, так можно было?». Второй мастер-класс провела Элина Стрейкмане, учитель русского языка и литературы Цифровой школы Москвы, победитель конкурса «Флагманы образования». Участники отметили, что на этом мастер-классе они почерпнули множество идей для визуализации образовательных материалов, а также наглядно увидели, какие ограничения (например, стилистические) ИИ пока не способен преодолеть. Третий мастер-класс провёл Павел Насыров, куратор проектов и медиаспециалист ГБОУ «Курчатовская школа». В ходе него участники работали с ИИ-агентами и сервисами генеративного ИИ, создавая креативные проекты.
В рамках VR-трека Марина Мищенко, Ишал Инна, Гущин Андрей (команда Альтаирики), провели мастер-класс, продемонстрировав возможности современного визуального образования. Педагоги смогли глубоко погрузиться в нюансы визуального обучения, а также обсудить содержательность и эффективность дидактических комплектов, которые сопровождают и структурируют взаимодействие школьников с виртуальной реальностью.
В VR-зале гости форума стали участниками необычного эксперимента: одна часть группы должна была пройти тестирование после просмотра материалов в VR-очках, а другая — после традиционного ознакомления с материалами в печатном виде. По итогам этого опыта удалось сформулировать новые гипотезы о роли и перспективах использования виртуальной реальности в развитии процессов усвоения, запоминания и осмысления новой информации школьниками.
Преодолевая барьеры цифровой трансформации
Обобщая дискуссию, можно сказать, что ключевыми сложностями внедрения ИИ- и VR- технологий являются недостаток компетенций и информированности сотрудников школы о технологиях, необходимость закупки оборудования и программного обеспечения, а также выработка педагогических подходов, которые позволили бы наиболее эффективно использовать технологии в образовательном процессе.
При этом эксперты сошлись на том, что в случае проактивной позиции школы, есть возможности преодолевать эти сложности. Торхова Жанна, заместитель директора по воспитательной работе в МОУ СОШ «Образовательный комплекс» № 10 г. Ярославль, сообщила, что в ее школе VR-оборудование было приобретено благодаря гранту, для получения которого необходимо научиться эффективно подавать заявки, благо существует множество обучающих курсов. Бикбаев Денис, председатель Комиссии «Опоры России» по дополнительному, дошкольному и школьному образованию, считает, что директору важно иметь автономную команду, принимающую решения. Это освобождает время для изучения новых технологий и выработки стратегий решений. Руководитель развития бизнеса Альтаирики Андрианов Руслан отметил, что их компания предоставляет комплексную поддержку: контент, ПО, обучение и методические рекомендации, избавляя школы от необходимости создавать программы самостоятельно. Заведующая Лабораторией проектирования образования НИУ ВШЭ Александра Михайлова обозначила важность исследовательского подхода при внедрении технологий, включая время на адаптацию и эксперименты, а также ценность обратной связи от коллег.
Подведение итогов конференции и планов на будущее
Форум получился очень живым и информативным! Согласно обратной связи от участников, он позволил погрузиться в мир возможностей современных технологий, разобраться, что важно учесть при их внедрении, а главное — вдохновил педагогов и управленцев изучать технологии и экспериментировать с ними в своей практике. Образование и технологии непрерывно развиваются, и, конечно, однодневное событие — это скорее старт, чем итог разговора:
Константин Урванцев, генеральный директор АО «Альтаирика»:
В профессию учителя идут по миссии. Никто не идет преподавать ради денег. Идут по миссии, потому что понимают, что важно передавать знания, важно воспитывать поколения. Мы будем рады поддержать вас на этом пути – где-то знаниями про современные технологии, где-то инструментарием, где-то программным обеспечением, которое мы создаем. Будем проводить бесплатные мероприятия в поддержку развития образования. Находите в себе силы идти по своей миссии
Анастасия Андреева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании, НИУ ВШЭ:
Согласно нашему спецпроекту о трендах в образовании, технологии искусственного интеллекта (в первую очередь генеративный ИИ) и VR-технологии являются ключевыми цифровыми инновациями в образовании в 2025 году. Сегодня активно появляются результаты первых эмпирических исследований и обобщение практического опыта в этих областях, поэтому диалог между исследователями и практиками очень важен