Переход к устойчивому развитию требует глубокой структурной трансформации бизнеса

Группа ученых предложила оценивать ESG-трансформацию бизнеса через коэффициент смены партнеров в цепочках сырьевых и сбытовых поставок. Исследователи отмечают, что путь к устойчивости требует глубокой и зачастую затратной перестройки партнерской сети. Этот и другие доклады были представлены на III Международной ежегодной конференции “ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets”.

Конференция, организованная Школой финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ, прошла в декабре 2025 года. За два дня было заслушано более 20 докладов исследователей из университетов Китая, Пакистана, Ирана, Канады и Румынии. Россию представляли ученые ВШЭ, МГУ, МГИМО, СПбГУ, УрФУ, РУДН и других вузов.

«Конференция, инициированная Школой финансов и Лабораторией корпоративных финансов три года назад, стала площадкой для обсуждения передовых исследований в области ESG-трансформации компаний развивающихся рынков капитала. Такие академические дискуссии позволяют формировать дорожную карту перехода бизнеса к новым моделям развития, основанным на принципах устойчивости», — отметила ординарный профессор, руководитель Школы финансов НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская.

Центральным событием конференции стал доклад «Скрытые издержки зеленых цепочек поставок», представленный исполнительным директором Исследовательского центра фондов прямых инвестиций, доцентом Школы финансов Центрального университета финансов и экономики (Китай) Кай Ву.

Совместно с соавторами Кай Ву проанализировал данные 7,3 тыс. компаний из 42 стран за период с 2004 по 2023 год. Исследование показало, что ESG-трансформация бизнеса не сводится к постепенной оптимизации существующих цепочек поставок, а требует глубокой и зачастую затратной перестройки партнерской сети.

«Наше исследование показывает, что экологическая стратегия компаний — это не вопрос деклараций и постепенных улучшений, а процесс глубокой структурной трансформации. Когда устойчивость становится стратегическим приоритетом, компании вынуждены пересобирать цепочки поставок, отказываясь от партнеров с высоким углеродным следом и заменяя их более экологичными», — отметил Кай Ву.

Авторы предложили оригинальный показатель оценки — churn rate, коэффициент смены партнеров в цепочках сырьевых и сбытовых поставок, — и выявили его связь с элементами ESG-стратегий и ростом финансового бремени перехода. Исследование показало, что интенсивность пересмотра цепочек поставок и операционные риски существенно выше на этапе закупки сырья, чем при поставках готовой продукции потребителям. Более зеленые компании демонстрируют значительно более высокую динамику перестройки цепочек: повышение позиции в ESG-скоринге на одну единицу связано с изменениями в цепочках поставок более чем на 40%. При этом именно такая болезненная трансформация позволяет бизнесу адаптироваться к требованиям инвесторов, регуляторов и глобальных рынков. В этом смысле устойчивое развитие выступает формой созидательного разрушения, необходимого для долгосрочной конкурентоспособности компаний.

Тема специфики ESG-перехода в странах БРИКС была продолжена в докладе старшего преподавателя Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Адель Далал, посвященном роли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в климатических финансах. Работа основана на анализе данных более чем по 180 странам за 1995–2022 годы с применением методов машинного обучения.

Результаты показывают, что ПИИ нельзя рассматривать ни как автоматический источник загрязнения, ни как универсальное климатическое решение. «ПИИ становятся экологически значимым фактором только в сочетании с человеческим капиталом, качественными институтами и прогрессом энергетического перехода. Поэтому ключевая задача государственной политики — не ограничивать ПИИ, а создавать условия для их устойчивого климатического и экономического эффекта», — подчеркнула Адель Далал.

Вопрос формирования корпоративных стратегий нового качества роста стал центральным в докладе «В поисках инклюзивного роста. Измерение вклада в общественный капитал», подготовленном в Лаборатории корпоративных финансов ФЭН НИУ ВШЭ ординарным профессором, руководителем Школы финансов Ириной Ивашковской, доцентами Сергеем Гришуниным и Еленой Макеевой, а также стажером-исследователем Егором Пашковым.

Авторы предложили концепцию инклюзивного роста как нового качества развития компаний, при котором вовлеченность стратегических стейкхолдеров обеспечивает более устойчивый и долгосрочный рост стоимости бизнеса. По их мнению, существующие ESG-рейтинги не позволяют в полной мере оценить устойчивость компаний, поскольку ориентированы преимущественно на формализацию практик, а не на измеримые результаты.

В качестве альтернативы был предложен индекс инклюзивного роста, интегрирующий показатели ресурсного обеспечения, финансовые и нефинансовые характеристики бизнес-моделей и элементы корпоративных стратегий. Апробация индекса на семи крупнейших российских металлургических компаниях (на основе данных за 2021–2023 годы) показала, что высокие значения индекса связаны со сбалансированным развитием человеческого, организационного, клиентского и социального капитала, а также с организационной антихрупкостью. Индекс может использоваться как на уровне компаний, так и при формировании мер государственной поддержки, направленных на оценку вклада бизнеса в общественный капитал.

Отдельный блок конференции был посвящен ESG-практикам в Китае. Доцент Школы финансов НИУ ВШЭ Сергей Гришунин представил исследование влияния ESG-практик на финансовые результаты почти 3 тыс. китайских компаний, как государственных, так и частных, за период с 2018 по 2024 год.

Анализ показал, что совокупные ESG-рейтинги положительно связаны с доходностью капитала и стоимостью компаний, однако отдельные компоненты ESG демонстрируют разнонаправленные эффекты в зависимости от структуры собственности. Экологические инициативы повышают оценку стоимости государственных компаний, но снижают доходность капитала частных фирм из-за высоких затрат на переход. Социальные практики выполняют роль «гигиенического фактора», тогда как корпоративное управление может оказывать негативное влияние на финансовые показатели госкомпаний. Частные компании в целом реагируют на ESG-факторы слабее, а региональные государственные компании сталкиваются с эффектами ограничения масштабов.

Взаимосвязь ESG-эффективности и управленческой близорукости стала темой доклада стажера-исследователя Научно-учебной лаборатории корпоративных финансов Школы финансов ВШЭ Янфэй Ву. Совместно с коллегами из РУДН и факультета экономических наук НИУ ВШЭ она проанализировала данные по A-share-компаниям Китая за 2009–2023 годы.

«Высокая эффективность ESG значительно снижает управленческую близорукость. Этот эффект усиливается внешним государственным контролем, особенно через канал корпоративного управления», — отметила Янфэй Ву. По ее словам, для менеджеров это сигнал о важности внутреннего управления, для инвесторов — о ценности ESG-оценок как индикатора стратегического горизонта, а для регуляторов — о синергии внутреннего и внешнего контроля в обеспечении устойчивого развития.

В докладе профессора Высшей школы менеджмента СПбГУ Елены Роговой было показано, что интеграция ESG-факторов в модели оценки стоимости компаний повышает их долгосрочную ценность, снижает операционные и регуляторные риски и формирует финансовую премию за устойчивость. На примере ПАО «Северсталь» авторы проанализировали влияние ESG-корректировок на стоимость бизнеса.

«Сравнительный анализ базовых и ESG-скорректированных моделей показал, что устойчивые практики стабилизируют стоимость компании в условиях рисков и усиливают потенциал роста при благоприятных сценариях. ESG-факторы, включая снижение выбросов и повышение безопасности труда, формируют своеобразную страховку от регуляторных и репутационных угроз», — подчеркнула Елена Рогова.

Другие пресс-релизы