До "Шереметьево" можно будет добраться за 6 минут

Минтранс запускает механизм государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли. В понедельник будет подписано второе за 1,5 недели концессионное соглашение

Концессионное соглашение о строительстве первого участка платной трассы Москва – Санкт-Петербург Минтранс подпишет на следующей неделе, сообщил вчера на заседании президиума правительства министр транспорта Игорь Левитин. Соглашение с победившей на конкурсе Северо-западной концессионной компанией – консорциум компаний во главе с Vinci и Eurovia – будет подписано в понедельник, уточняет представитель министерства.

Протяженность всей трассы Москва –Санкт-Петербург, согласно транспортной ФЦП, составит 626 км, введение в эксплуатацию запланировано на 2015 г. Строительство первого участка (15–58 км) должно начаться в следующем году, пообещал Левитин. Это 43 км до Зеленограда – в обход Химок, «по сути, там, где невозможно проехать», объяснил министр. Стоимость строительства участка составляет 60 млрд руб.: 23 млрд руб. консорциум получит из инвестфонда, 37 млрд руб. компании вложат сами. По данным Минтранса, стоимость проезда по участку оценивается в 3,6 руб. 1 за км (около 150 руб. за весь участок).

Дорога облегчит жизнь тем, кто ездит каждый день из Подмосковья в Москву, позволит разгрузить Ленинградское шоссе, вывести транзитный поток машин из Химок и Зеленограда, добраться до аэропорта «Шереметьево» можно будет за шесть минут, перечисляет преимущества дороги представитель ФГУ «Дороги России» Наталья Модина. Скорость движения по новой трассе в 8–10 полос составит 150 км/ч (120 км/ч на трудных участках), говорит Модина. Бесплатно проехать по дороге смогут аварийные службы, милиция и «скорая помощь», замечает она.

Концесионное соглашение с Северо-западной концесионной компанией станет вторым для Минтранса за последние 1,5 недели. В прошлую пятницу аналогичное соглашение министерство подписало с ОАО «Главная дорога», сформированным УК «Лидер». Конкурс на строительство платного выхода на МКАД с трассы Москва – Минск в обход Одинцова консорциум выиграл в конце октября. Строительство участка автодороги в 18,5 км оценено в 25,7 млрд руб., чуть меньше половины этой суммы (11 млрд руб.) должен выделить инвестфонд, остальное – средства консорциума. Расчетная стоимость проезда по участку, по данным Минтранса, – около 91 руб. (4,9 руб. за 1 км). Строительство нового выхода удвоит пропускную способность транспортного коридора Москва – Минск, решит проблему пробок и существенно увеличит скорость движения транспорта, в том числе и на МКАД, отмечается в пресс-релизе УК «Лидер».

«Это крупный инфраструктурный проект, который в условиях кризиса позволит создать дополнительные рабочие места и придаст импульс развитию района», – считает руководитель дирекции инвестиционных проектов программ УК «Лидер» Сергей Кербер. Большую часть средств для финансирования проекта планируется привлечь через размещение инфраструктурных облигаций, добавляет он.

Обе концессионные дороги будут переданы новой автодорожной госкомпании, говорят чиновник Минтранса и сотрудник «Росавтодора». Указ о ее создании президент Дмитрий Медведев подписал на прошлой неделе. Госкомпания должна получить в бессрочное доверительное управление новые платные дороги и часть действующих перегруженных федеральных трасс. Список сейчас составляется, но оба участка в него точно попадут, знают оба собеседника «Ведомостей».

Развитие сети платных дорог особенно актуально для Центральной России – загруженность федеральных трасс здесь очень высока, считает первый заместитель гендиректора НИИ транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова: проще заплатить и воспользоваться дорогой-дублером, чем часами стоять в пробках.

Концессионные соглашения позволяют рассчитывать на хорошее качество дорог: инвестору невыгодно зарывать деньги в землю – это его деньги, его прибыль, говорит Модина. Правда, в Сибири и на Дальнем Востоке механизм ГЧП менее перспективен – трассы там не так перегружены и строительство платного дублера может не принести прибыли, отмечает Воронцова.