«Трансстрой» расплатился с Альфа-банком

Вслед за реструктуризацией долгов группы ГАЗ Альфа-банк и «Базэл» договорились и по возврату кредитов компаний строительного сектора
С.Портер

Арбитражный суд Москвы в пятницу зарегистрировал иск Альфа-банка к корпорации «Трансстрой» на $8,3 млн. Сотрудник «Трансстроя» объяснил иск технической ошибкой: пока иск регистрировался, 3 сентября компания расплатилась по кредиту. «Трансстрой» полностью погасил свои обязательства перед Альфа-банком, сообщил гендиректор компании Иван Кузнецов. Представитель Альфа-банка подтвердил, что компания погасила долг. Назвать сумму долга стороны отказались.

По словам Кузнецова, чтобы расплатиться с Альфа-банком, компания перекредитовалась в Газпромбанке. Одна из структур корпорации – ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» – получила в Газпромбанке кредит на 3,84 млрд руб. сроком до 31 июля 2012 г., говорит Кузнецов. Представитель Газпромбанка подтвердил эту информацию. Раскрыть другие параметры кредита стороны не захотели.

ОАО «Корпорация «Трансстрой»

Строительная компания. Основной владелец – Олег Дерипаска. финансовые показатели (2008 г., данные компании): выручка – 46 млрд руб.

Долг перед Альфа-банком составлял $60 млн и должен был быть погашен до 28 августа, говорит ведущий аналитик ОРСИ Сергей Жарский. Общая задолженность корпорации, по его данным, – 2,420 млрд руб. Такую же цифру называет близкий к «Трансстрою» источник. Если кредит предоставлен не на инфраструктурный проект, реальная ставка может составить 16–20%, считает аналитик Банка Москвы Егор Федоров. Близкий к «Трансстрою» источник говорит, что по новому кредиту нет имущественных залогов – обеспечением выступят денежные потоки строительной компании. Такая схема позволяет банку наиболее жестко контролировать возврат своих денег – они напрямую извлекаются из операционной прибыли компании, говорит Жарский.

Необходимость перекредитования возникла из-за задолженности некоторых заказчиков строительства, говорит представитель «Трансстроя». Основной должник – ОАО «ХК «Якутуголь» (входит в «Мечел»), по заказу которого «Трансстрой» строит железную дорогу к Эльгинскому месторождению угля. По данным «Трансстроя», задолженность заказчика на 1 сентября 2009 г. составляла около 2,6 млрд руб. 20 августа генподрядчик подал иск о взыскании задолженности с «Якутугля». Представитель «Мечела» отказался комментировать ситуацию с долгом. Близкий к «Якутуглю» источник подтверждает, что летом долг перед «Трансстроем» был больше 2 млрд руб. «У компании есть средства, чтобы расплатиться, она готова заплатить в любой момент, но хочет гарантий, что средства пойдут на расчеты с субподрядчиками», – говорит источник.

Оставшиеся средства после рефинансирования долга перед «Альфой» компания направит на финансирование текущей деятельности. Альфа-банк известен жесткой позицией по отношению к неплательщикам и «Базэл» скорее просто выводит одну из своих структур из-под возможного удара со стороны банка, считает Егор Федоров. Так, недавно Альфа-банк и «Главмосстрой» договорились об урегулировании задолженности на 1,86 млрд руб. Для этого Банк Москвы предоставит кредит строительной компании, чтобы она расплатилась с Альфа-банком, который в июне подавал иск о банкротстве «Главмосстроя». Представители «Главстроя» и Банка Москвы отказались сообщить параметры займа. Месяц назад представители «Главстроя» сообщали, что долговая нагрузка группы без учета «Трансстроя» составляет около 31 млрд руб. (Сбербанк – 18 млрд руб., «Номос» – 3 млрд руб., Альфа-банк – 2,1 млрд руб., «Союз» – 5,7 млрд руб.).