Гостиниц в Москве станет больше

В этом году в Москве должно открыться 20 гостиниц (шесть отелей общим номерным фондом 1450 мест введены в первом полугодии).

В этом году в Москве должно открыться 20 гостиниц (шесть отелей общим номерным фондом 1450 мест введены в первом полугодии). В настоящее время в Москве работает 253 гостиницы на более чем 80 000 мест, отмечает комитет по туризму.

По данным DTZ, в III квартале в Москве открылось три новых отеля: "Holiday Inn Симоновский" (217 номеров); Ibis рядом с метро «Павелецкая» (147 номеров); бутик-отель «Кадашевский» (35 номеров). По мнению Дэвида Дженкинса, директора группы гостиничной недвижимости, они не окажут серьезного влияния на уровень загрузки, в отличие от трех еще только ожидаемых в 2010 г.: Renaissance Moscow Hotel Monarch Centre (366 номеров) на Ленинградском проспекте; Marriott Courtyard на 170 номеров "МФК Vivaldi Plaza"; Radisson Royal Hotel на 507 номеров в здании бывшей гостиницы «Украина» (открытие этого отеля перенесли с декабря 2009 г. на I квартал 2010 г.). "Сроки реализации многих объектов перенесены, - говорит Кира Смирнова, директор по стратегическому развитию департамента консалтинга GVA Sawyer. - Под вопросом и реализация крупнейшего гостиничного комплекса на месте бывшей гостиницы «Россия». «В этом году принята Генеральная схема размещения гостиниц до 2020-2025 гг., их число должно увеличиться до 535», - напоминает эксперт. Но темпы строительства отстают от плана.

Мешают проблемы с финансированием, обострившиеся в кризис. «6-7 проектов, в переговорах по которым мы участвуем в СНГ, заморожены из-за финансовых проблем», - рассказал Арилд Ховланд, первый вице-президент по развитию бизнеса The Rezidor Group. Но он считает, что это временное явление: «Нужда в гостиницах есть, это здоровый бизнес. Когда рынок кредитования разморозится, полагаю, эти проекты мы продолжим с партнерами».

«Сейчас банки перевели гостиничные проекты в категорию тех, с которыми надо работать. Но дают кредит минимум под 15-20% годовых, а для гостиницы надо не более 10%», - говорит Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию CB Richard Ellis (CBRE). По его мнению, сейчас в России гостиничный бизнес непонятен ни банкам, ни девелоперам (последние рассматривают гостиницу в первую очередь как объект недвижимости): «Никто не преследует цели привлечь туристов, все преследуют какие-то свои другие цели. Получается парадокс: гостиницы нужны, но они никому не нужны».

Кроме того, земля в Москве дорогая, а «из 10 площадок, которые город может предложить, например, немецкому инвестору, на 6-7 находятся ЛЭП, ТЭЦ, жилые дома, которые надо расселять, или участки в принципе не подходят для размещения отеля». «От $10 млн до $30 млн стоят права на нормальную площадку, которую еще найти надо. $20-30 млн стоит сама гостиница. В сумме набегает $60-80 млн – надо делать очень много номеров, иначе не окупится», - подсчитывает он.

«Банки должны лучше понимать этот бизнес, чтобы не бояться вкладывать деньги в отели», - подтверждает Дженкинс.

Но если девелопер является собственником участка и способен финансировать проект за счет своих средств хотя бы на треть, шансы проекта на кредит из госбанка и на реализацию повышаются, говорит Елизавета Лучицкая, коммерческий директор IMS.

По словам Владимира Поддубко, директора гостиничной недвижимости УК «Уникор», девелоперы массово возьмутся за гостиничные проекты, если будут снижены затраты на подключение к инженерным коммуникациям и доли расходов, связанных с урегулированием земельных и имущественных отношений. А пока, считает Ивашкевич, бизнес находит другие варианты заработать, менее хлопотные.

Важной тенденцией на рынке Смирнова считает смещение за пределы ТТК значительной части анонсированных в 2008-2009 гг. объектов, которые могут выйти на рынок к 2012-2013 гг. Например, на территории Nagatino i-Land (1 млн кв. м на 32 га) запроектировано два отеля - уровня "3 и 4 звезды». «Застроить такой объем только офисами – значит сделать его менее привлекательным и усложнить его коммерческую реализацию», - приводит резоны Алексей Чертков, руководитель коммерческого отдела технопарка.

По мнению Черткова, сегмент гостиниц нижней и средней ценовой категории в Москве – «поле непаханное». Но при всех плюсах для инвестора минусом является большая трудоемкость проекта, требующая привлечения профессиональных посредников.

«Поскольку объекты все-таки вводятся, предложение увеличивается, но спрос не растет такими темпами, если вообще растет. Новые гостиницы мешают существующим поддерживать их цены и заполняемость, - говорит Дженкинс из DTZ. - Но в перспективе такая конкуренция сделает гостиничные услуги более доступными по цене, а значит, более востребованными».

По официальным данным пограничной службы ФСБ РФ, на которые ссылаются в комитете по туризму Москвы, за девять месяцев 2009 г. город посетили 2,6 млн зарубежных гостей, что на 15% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (3 млн человек). В комитете по туризму отмечают, что, «несмотря на влияние глобального экономического кризиса и эпидемии гриппа A(H1N1)», число интуристов постепенно возвращается к прошлогодним показателям. Власти надеются, что по итогам 2009 г. город вернется на позиции 2008 г. – более 4 млн зарубежных гостей в Москву.