Основатели ПИК могут окончательно потерять компанию

Основатели девелопера ПИК могут окончательно потерять компанию. Номос-банк требует вернуть ему $276,7 млн, а в противном случае грозит обратить взыскание на залог – блокпакет ПИК, принадлежащий Юрию Жукову и Кириллу Писареву

ОАО «ГК ПИК»

Девелоперская компания. Владельцы – Сулейман Керимов (45%), Кирилл Писарев и Юрий Жуков (33%). Финансовые показатели (1-е полугодие 2009 г., МСФО): выручка – 11,983 млрд руб., убыток – 6,147 млрд руб. Капитализация – $2,76 млрд (на LSE).

Двадцать девятого ноября 2009 г. Номос-банк перекупил у ВЭБа права требования по кредиту ПИК, который госкорпорация выдала под залог 25% плюс 1 акция девелопера. Сумма кредита – $262 млн, срок – год, который истекал на следующий день, 30-го. Тогда «Номос» и ПИК сообщали, что договорятся о реструктуризации долга до 15 января.

Дедлайн наступил 15 января, соглашение не подписано; если в ближайшее время долг не будет возвращен с процентами и пеней или не будет подписано соглашение о реструктуризации, банк вынужден будет обратиться в суд за взысканием залога, сообщил «Ведомостям» Валерий Зинченко, вице-президент «Номоса». По его словам, банк ведет конструктивный диалог с менеджментом ПИК, но документы не подписаны в силу «субъективных причин»: «Хотелось бы более активного участия в процессе акционеров компании г-на Писарева и г-на Жукова, выступающих поручителями и залогодателями по кредитному соглашению».

«Номос» направил требования Жукову и Писареву (есть у «Ведомостей») в течение 15 дней погасить кредит вместе со штрафами и пенями, всего – $276,7 млн, либо подписать соглашение о реструктуризации на тех же условиях (срок – год, залог – блокпакет плюс личные поручительства акционеров). Источник, близкий к ПИК, говорит, что основатели компании ответили, что условия «Номоса» их не устраивают, но своих не выдвинули. В приемной Писарева с ним не соединили; Жуков через секретаря переадресовал «Ведомости» в пресс-службу ПИК, которая сообщила только, что компания ведет переговоры с банком о реструктуризации кредита.

Близкий к ПИК источник ранее сообщал, что компания будет пытаться продлить кредит на 3–5 лет. Но тогда, говорит источник, близкий к ПИК, банк требует увеличить залоговую массу. Блокпакет ПИК стоит сейчас порядка $700 млн. «Но это ничего не значит: залог акций хорош, когда рынок растет, – объясняет директор департамента по работе с новостройками и недвижимостью банка «Траст» Михаил Соловьев. – Акции – это отражение активов компании, а чего они стоят, если активы заложены?»

«Номос» мог выкупить кредит ПИК в интересах Сулеймана Керимова, который уже получил 45% ПИК под обещание помочь реструктурировать долги и обеспечить девелопера военными заказами. Получив еще 25%, Керимов соберет 70%.

Однако источник, близкий к «Нафта-Москва» (компания Керимова), утверждает, что ему непонятна позиция Писарева и Жукова и что, если 25% окажутся на рынке, «Нафта» не будет их выкупать. Сама «Нафта» использовала все принадлежавшие ей акции ПИК для залогов при реструктуризации задолженности компании перед ВТБ, Сбербанком, Бинбанком, «Абсолют банком».