Строители не строят и не платят

Доходы Москвы от инвестиций в строительство сократились более чем в четыре раза. Это вынуждает столичных чиновников проводить полную ревизию инвестконтрактов

Хотя прошлогодний план доходов от реализации инвестиционных контрактов в Москве был снижен до 9,24 млрд руб., за весь год удалось собрать всего 3,54 млрд руб., сообщили «Ведомостям» в департаменте экономической политики и развития города. Эти деньги – доля города в строительных проектах, т. е. компенсация за инженерно-социальную инфраструктуру, уточняет руководитель департамента Марина Оглоблина. А резкое снижение доходов она объясняет тем, что у инвесторов нет средств на строительство и городу пришлось пойти на некоторые уступки, например предоставление рассрочки по проектам, начатым до 1 июля 2008 г. Несмотря на это, несколько компаний задолжали городу крупные суммы, сетует Оглоблина, а некоторые инвесторы вовсе не выполняют обязательства по контрактам.

Как сообщил вчера первый заместитель мэра Юрий Росляк, инвесторы так и не приступили к работам по 237 строительным контрактам, у которых успел закончиться срок действия. Теперь надо либо перезаключать контракты на новых условиях, либо выставлять эти московские площадки на торги, считает чиновник. По его словам, уже расторгнуты договоры с инвесторами по 764 контрактам. Среди них контракт на строительство жилого дома в Яковоапостольском переулке («Объединение «Ингеоком»), многофункционального дома на Страстном бульваре (ООО «Форест гамп»), офисного здания на Большой Лубянке (ЗАО «Би-газ-си»), жилого дома на Краснопресненской набережной, вл. 6 (ООО «Энклав-Балтик) и др. Правда, причиной является не только необязательность инвесторов. Многие контракты не соответствуют федеральному законодательству, пояснил «Ведомостям» источник, близкий к Москонтролю (подразделение правительства, согласовывающее все контракты): по условиям многих инвестконтрактов город предоставлял инвесторам землю без проведения торгов. «Где до настоящего времени не возникли права аренды на землю, контракт не может дальше исполняться», – уточняет собеседник «Ведомостей».

Пересмотр условий инвестконтрактов, о котором говорил Росляк, может оказаться на руку самим строителям. Ведь с прошлого года московское правительство изменило условия привлечения инвестиций в строительство, поменяв схему расчетов инвестора с городом.

Раньше город рассчитывал свою долю, исходя из рыночной стоимости проекта, и забирал до 50% этой стоимости деньгами или готовым жильем. Теперь согласно постановлению № 46 «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков...» такого понятия, как «доля города», больше нет: инвестор платит лишь за право аренды земельного участка определенный процент от его кадастровой стоимости.

По оперативным данным об исполнении бюджета г. Москвы, план по сборам арендных платежей за землю в прошлом году был превышен: доходы составили 15,86 млрд руб. при плане в 15 млрд руб. Это всего на 2 млрд руб. меньше, чем в 2008 г., когда план составлял 19,19 млрд руб., а фактические сборы – 17,86 млрд руб. Новая система с арендными платежами за землю четкая и прозрачная, говорит Олег Рубин, директор по инвестициям «Ведис-групп» (застройщик микрорайона Марфино). «Но для увеличения поступлений в бюджет и помощи инвесторам было бы здорово, если бы правительство Москвы установило для застройщиков жилья некий антикризисный коэффициент – сроком хотя бы на год», – продолжает он. Ведь даже по новой схеме расчетов выплаты городу могут достигать $700 на 1 кв. м готовой площади, строительство обходится в $2000, а продажная цена – $3000, приводит пример Рубин. «Если посчитать рентабельность после налогов, то проще положить рубли на депозит и не нести рисков», – сетует он.