Один из важных пунктов сочинской заявки – принцип «ноль отходов» - может быть нарушен

Россия может нарушить обещание провести Олимпийские игры в Сочи с «нулем отходов». По требованию президента Дмитрия Медведева отменено строительство французами завода по сжиганию отходов
А.Махонин

Время есть

Объект действительно должен быть введен в августе 2013 г., но госэкспертиза должна закончиться только в феврале 2012 г., говорит человек, близкий к олимпийскому проекту. Поэтому дискуссия, как именно утилизировать осадок сточных вод, на сроки строительства пока не влияет, отмечает он.

Один из важных пунктов сочинской заявки – принцип «ноль отходов». Россия обещала, что отходов будет мало и они будут утилизированы. Для этого в 2009 г. была утверждена генсхема очистки Сочи от мусора, одно из направлений – утилизация осадка сточных вод.

В апреле 2010 г. в программу олимпийской стройки был включен завод по сжиганию осадка сточных вод. Заказчик – компания «Евразийский», подрядчик – французская Degremont. Инвестиции, по словам источника, близкого к проекту, должны были составить 1,8 млрд руб.

Но в июне этого года на заседании президиума госсовета проект завода по сжиганию осадка раскритиковал директор WWF России Игорь Честин. Он предложил перерабатывать отходы. Медведев распорядился рассмотреть вопрос о строительстве завода по переработке. Degremont пришлось приостановить проектировочные и подготовительные работы, рассказывает сотрудник компании. По его словам, чтобы закончить стройку в срок, нужно было бы возобновить работы не позднее октября.

Завод по сжиганию осадка будет исключен из списка олимпийских объектов, документы готовятся, отмечает представитель Минприроды. Это не означает, что проект будет полностью свернут, говорит сотрудник Degremont, главное, чтобы не отказались от самой технологии сжигания. Он затруднился сказать, будут ли штрафные санкции, если проект аннулируют. 4 августа пройдет очередное заседание секции по управлению отходами (входит в рабочую группу президентского совета по проведению Олимпиады). На предыдущее представителей Degremont не пригласили, говорит сотрудник компании: «Надеемся попасть на это». Представитель Degremont от комментариев отказался, в «Евразийском» на вопросы «Ведомостей» оперативно ответить не смогли.

В начале июля на заседании секции по управлению отходами были одобрены два альтернативных варианта утилизации: захоронение на полигоне или переработка на удобрения (копия протокола есть у «Ведомостей»). «Результатом переработки станет ил, а это, простите, уже не кал», – говорит федеральный чиновник, занимающийся олимпийским проектом: ил планируется высушивать, брикетировать, а затем закапывать, полигон для захоронения разместится в Сочи. Завод по сушке отходов, вероятнее всего, построят на бюджетные деньги, отмечает источник, близкий к проекту, частных инвесторов пока нет. Оценить размер инвестиций он не смог.

Новый проект уже готовит ростовская проектно-строительная компания «Ростовгипрошахт», следует из протокола заседания, она представила «Олимпстрою» несколько вариантов утилизации канализационного осадка. «Ростовгипрошахт» уже строит и проектирует очистные сооружения в Сочи. Связаться с представителем компании не удалось.

Переработка осадка не обеспечит «ноль отходов», уверен сотрудник Degremont: только 20% можно смешать с удобрениями, остальное придется захоронить. Как раз сжигание напрямую противоречит принципу «ноль отходов», отмечает Честин: образуется зола, а это уже отходы, увеличиваются выбросы парниковых газов. Никакого нарушения принципа «ноль отходов» нет, уверен федеральный чиновник.

Отступления от заявочной книги нужно согласовывать с Международным олимпийским комитетом, иначе будут серьезные санкции – вплоть до лишения права провести Олимпиаду, рассказывает директор Института инноваций, инвестиций и инфраструктуры Марина Удачина: «Впрочем, меньше чем за три года до Игр МОК не заинтересован в смене организатора и будет готов на компромиссы». В оргкомитете сочинских Игр и в МОК от комментариев отказались.

Правильно организованный процесс сжигания – наиболее приемлемый на сегодня способ утилизации илового осадка, говорит член Ассоциации рециклинга отходов Аркадий Завадский. Технология подходит в основном для крупных городов, где сточные воды могут содержать тяжелые металлы, различные комплексные соединения, добавляет он. И сжигание, и переработка с последующим захоронением имеют свои минусы, объясняет зампред экологического комитета РСПП Юрий Максименко: сжигание чревато выбросами вредных веществ в атмосферу, а для захоронения нужны свалки. Пока в мире в основном идут по пути сжигания, говорит Максименко. Но с канализационными отходами не все так просто, резюмирует он: «Мало ли что народ в канализацию сливает».