Как повысить качество дорог?

Чтобы повысить качество дорог, государство предлагает бизнесу не только строить трассы, но и эксплуатировать их за счет бюджета. Чем качественнее будет дорога, тем выше доходы подрядчиков, рекламируют идею чиновники

Премьер Владимир Путин провел видеоконференцию, посвященную развитию дорог. По данным Росстата, в 2010 г. лишь 33,1% федеральных трасс соответствовали нормативам. В Минтрансе знают, как повысить их качество. Ведомство предлагает заключать с подрядчиками контракты жизненного цикла. Законопроект, подготовленный Минтрансом (копия есть у «Ведомостей»), правительство рассмотрит на следующей неделе, доложил Путину его зам Сергей Иванов (цитата по «Интерфаксу»).

В бюджете 2012 г. на строительство и ремонт дорог заложено 364 млрд руб. Поправки позволят бюджету заключать с подрядчиками комплексные соглашения на проектирование, строительство или реконструкцию и содержание дорог. Сейчас строит одна компания, ремонтируют другие, а когда дорога развалится, непонятно, с кого спрашивать, объясняет представитель Росавтодора. Новый контракт будет стимулировать строить более качественные дороги: если не придется ремонтировать, подрядчик сможет увеличить доходы, следует из пояснительной записки. Компания, заключившая контракт, получает от государства деньги на содержание дороги, и, если она снизит затраты на ремонт и продлит межремонтные сроки, она сможет оставить эти средства себе, объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. При контракте жизненного цикла дорога может быть и бесплатной, добавляет Блинкин.

Контракт жизненного цикла – одна из разновидностей концессионных соглашений, объясняет зампред правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах, основное отличие от классической концессии в том, что риски доходности может взять на себя государство. В классической концессии концессионер сам рассчитывает, какой будет трафик, вычисляет тариф и принимает на себя все риски, говорит он. Если заключен контракт жизненного цикла, государство может установить минимальные тарифы, но обязуется компенсировать концессионеру недополученную выгоду, если трафик окажется меньше. Это не означает, что потенциальные концессионеры в любом случае предпочтут такой контракт, уточняет Кельбах, например, на участках дорог на выезде из крупных городов, где очень высокий трафик, классическая концессия будет выгоднее.

Чтобы сделать контракты жизненного цикла привлекательными, нужно четко прописать правила и условия, говорит сотрудник крупной инфраструктурной компании, пока классические концессии выгоднее. Контракты жизненного цикла необходимы в дорожном строительстве, но это не панацея, замечает партнер ФБК Игорь Николаев. Нельзя решить системную проблему качества дорог только за счет повышения ответственности подрядчиков, говорит он, дело и в устаревших нормативах, и в недостаточном финансировании. Государство при помощи этой меры надеется привлечь в инфраструктуру длинные деньги, говорит Блинкин, но их сейчас в российской экономике нет в принципе.