АИЖК готовится к новой волне кризиса

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию готовится к новой волне кризиса. Чтобы избежать массовых реструктуризаций, АИЖК позволит заемщикам купить возможность кредитных каникул и при необходимости вдвое снизить ежемесячный платеж

Новая программа АИЖК «Лояльная ипотека» позволяет несколько раз за время кредита воспользоваться платежными каникулами – оперативно снизить ежемесячный платеж на 45–60% в случае возникновения у заемщика финансовых трудностей, рассказывает исполнительный директор АИЖК по инновациям Марина Малайчик. Когда затем заемщик вернется к обычному графику выплат, его ежемесячный платеж не изменится – нагрузка будет перераспределена за счет удлинения срока кредита. Общая длительность платежных каникул составит два года, минимальный срок – шесть месяцев, максимальный разовый срок – один год (1,5 года – в случае рождения ребенка). Воспользоваться услугой заемщики смогут через год после получения и добросовестного обслуживания ипотеки.

Плата за нее – увеличение процентной ставки на 0,3% годовых, что «практически не отразится на сумме платежа», уверяет Малайчик (см. врез).

Подключить такую опцию можно будет по самым востребованным программам АИЖК: «Новостройка» (строящееся жилье) и «Стандарт» (первичный и вторичный рынок). Ставки по ним составляют 7,9–12,7%, «с каникулами» будет 8,2–13%. Для сравнения: ставки по ипотеке Сбербанка – 9,5–14%, в «ВТБ 24» – 9,5–13,95%.

В предкризисные и кризисные периоды растет неуверенность людей в стабильности своих доходов, поэтому АИЖК ожидает рост спроса на эту программу, говорит Малайчик.

С марта 2009 г. по сентябрь 2010 г. примерно 43% ипотечных заемщиков испытывали финансовые затруднения, из них 6% – критические, а просрочку допускал каждый 10-й заемщик, выявили опросы АИЖК. «У потенциальных заемщиков есть потребность в инструменте, позволяющем избежать наращивания просроченного долга в случае увольнения с работы, роста непредвиденных расходов», – рассказывает Малайчик.

Это уникальная для России программа, хотя в Европе она широко распространена, говорит зампред предправления «Абсолют банка» Иван Анисимов, она будет востребована 15–20% заемщиков, оценивает он, тем более что цена вопроса «не является решающей». Любая программа, которая позволяет заемщику снизить кредитную нагрузку в сложный период, будет востребована, согласен представитель «Дельтакредита».

Безусловно, с таким предложением АИЖК получает конкурентное преимущество, уверен вице-президент «ВТБ 24» Георгий Тер-Аристокесянц, добавляя, что его банк тоже «давно думает» о введении подобного продукта.