Италия - самая привлекательная страна для ритейлеров, а Россия на третьем месте


Согласно новому исследованию CBRE «Насколько активны розничные сети в странах Европы, Ближнего Востока и Африки?», около трети опрошенных международных ритейлеров планируют открыть до конца 2012 г. более пяти магазинов в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.

Впервые самым привлекательным рынком для ритейла стала Италия, поднявшись с восьмого места в рейтинге прошлого года. Следом за Италией идут Германия, Россия, Испания и Франция, составляя пятерку стран, развиваться в которых планируют более 30% опрошенных компаний. Россия поднялась с шестого места на третье, как утверждают в CBRE, «за счет сильной экономики и прогнозов роста уровня потребительских расходов».

Существенно вырос интерес к ближневосточным странам, таким как Саудовская Аравия, Кувейт и Катар – более 15% ритейлеров рассматривают эти страны для экспансии в 2012 г. Высокий уровень достатка населения, более устойчивая, чем в Европе, экономика и относительно невысокий процент присутствия в регионе международных брендов - все эти факторы привлекают компании.

Более половины опрошенных фирм (52%) намерены открыть магазины в новых городах, но только в тех странах, где они уже присутствуют. Аналогичная ситуация наблюдалась в прошлом году. «Ритейлеры в 2011 г. столкнувшись с гораздо более сложной ситуацией на потребительском рынке, чем ожидалось, подходят к вопросу развития очень осторожно, что является правильным в данной ситуации», - говорит Питер Голд, глава международного департамента торговой недвижимости CBRE. Тем не менее почти треть ритейлеров (30%) намерены выйти на новые рынки в 2012 г.

Наиболее активны ритейлеры сектора Value & Denim (дискаунтеры одежды, джинсовая одежда). Они планируют открыть в среднем 36 магазинов в 2012 г. (30 магазинов в прошлом году). Столкнувшись со снижением уровня доходов, многие потребители начали переходить к более низкому ценовому сегменту, поясняет Голд. Люксовый сегмент также чувствует себя комфортно - компании сектора Luxury & Business Fashion планируют открыть в среднем 15 магазинов в 2012 г., что чуть больше, чем в прошлом. Ритейлеры сектора Consumer Electronics (бытовая техника), напротив, планируют открыть в 2012 г. вдвое меньше магазинов, чем в прошлом году. «Потребители сокращают количество крупных покупок, и если речь идет о мелких бытовых товарах, то их все чаще приобретают через интернет-магазины», - отмечает он.

43% опрошенных компаний планируют существенно увеличить долю товаров, реализуемых через интернет, а 28% планируют расширить географию продаж. Некоторые ритейлеры, перед тем как открыть магазин на новом рынке, сначала создают интернет-магазин, с помощью которого тестируют потребительский рынок.

В России общий объем иностранных инвестиций в торговый сектор с начала года составил 764,5 млн евро. «Этот сегмент все еще недостаточно представлен на российском инвестиционном рынке»,- полагает Константин Лысенко, директор отдела инвестиционных услуг CBRE. По итогам III квартала 2011 г. в немецкий ритейл инвестировано 2,3 млрд евро. В Великобритании — 1,78 млрд евро.