Получить подряд на дорожные работы нельзя без согласия ФСО

Дорожные работы в Москве нужно согласовывать с Федеральной службой охраны (ФСО), признало городское управление ФАС. Иначе получить подряд правительства Москвы не удастся
Д.Новожилов/ Ведомости

Замена асфальта плиткой стала одним из первых проектов Сергея Собянина на посту мэра Москвы. В 2011 г. московские власти потратили на плитку 2 млрд руб., говорил он в интервью «Ведомостям». С начала этого года правительство города объявило 18 таких тендеров на общую сумму около 500 млн руб.

Но заказчик – департамент ЖКХ и благоустройства – необоснованно ограничил круг подрядчиков, говорится в жалобе основателя портала «Роспил» Алексея Навального, направленной в московское УФАС (текст типовой жалобы по каждому из конкурсов опубликован на сайте проекта). В частности, он оспорил требование конкурсной документации к подрядчику самостоятельно получить согласование ФСО для работ на «маршрутах проезда и местах постоянного пребывания объектов государственной охраны».

Комиссия УФАС удовлетворила жалобы лишь частично (см. врез). Требование обращаться в ФСО она признала обоснованным. Условие не влияет на возможность участвовать в аукционе, говорит руководитель московского УФАС Рачик Петросян: получить его может любой потенциальный подрядчик. Отменить это требование нельзя, ведь работы будут проводиться на улицах, где ездят первые лица государства, объясняет он.

Не все объекты, выставленные на аукцион, входят в список спецтрасс, говорит юрист «Роспила» Константин Терехов. К тому же согласовывать работы с ФСО всегда должен сам заказчик, добавляет он. Представитель ФСО не ответил на вопрос «Ведомостей», зачем нужно согласование и каков его регламент. Получить комментарии представителя правительства Москвы не удалось.

В Москве нет ни списка документов, обязательных для получения разрешения ФСО, ни официальных сроков рассмотрения заявки, знает Терехов. Зато, если победивший в конкурсе подрядчик не смог вовремя предоставить разрешение ФСО, госзаказчики могут отказаться заключить контракт. Например, в 2010 г. суды двух инстанций подтвердили, что департамент ЖКХ и благоустройства правомерно отказал компании, победившей в конкурсе на нанесение дорожной разметки, но не предоставившей разрешение ФСО до заключения контракта.

Несколько лет назад требование получить разрешение ФСО, ФСБ или ФАПСИ предъявлялось практически к каждой закупке, рассказывает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов: благодаря новому законодательству о лицензировании такое условие стало встречаться чуть реже, но по-прежнему остается любимым способом не допустить на конкурс подрядчиков. Так, в 2011 г. в большинстве тендеров на укладку плитки участвовали одна-две компании, а снижение цены было символическим, указывает Терехов. Недавно та же проблема возникла в конкурсе на строительство велосипедных дорожек, которое тоже потребовалось согласовать с ФСО, говорит Строганов: формально ограничения конкуренции нет, но на деле получить такое разрешение практически невозможно.