Недвижимость
Бесплатный
Юлия Петрова|Наталья Самарина

В Москве снова взялись за стратегию социально-экономического развития города

Этот документ готовится в столице уже пять лет. Еще в 2007 г. его разработку инициировал экс-мэр Москвы Юрий Лужков, однако стратегия так и не была принята
А.Махонин / Ведомости

Обновленный вариант "Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 г.", который сейчас разрабатывается Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по инициативе московского правительства, будет представлен городским властям уже этой осенью. У документа благие цели - помочь городу стать международным финансовым центром, интеллектуальной и культурной столицей России, центром экспорта услуг в области образования и здравоохранения, центром мирового спорта и туризма, международным хабом с полным набором бизнес-услуг. Этот документ готовится в столице уже пять лет. Еще в 2007 г. его разработку инициировал экс-мэр Москвы Юрий Лужков, однако стратегия так и не была принята, и новый конкурс провели уже при мэре Сергее Собянине. В рабочем варианте стратегии, с которой удалось ознакомиться редакции "Ведомостей", обнаружились старые идеи времени правительства Лужкова. Нововведением "от Собянина" стала более очевидная направленность стратегии на превращение Москвы из "города для бизнеса" в "город для жизни" и появление понятия "московская агломерация".

Писать стратегию начали еще в прошлом году, когда Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ выиграла открытый конкурс московского правительства, предложив разработать стратегию за 137 млн руб, снизив цену со 140,3 млн руб. Сдать документ планировалось еще 9 апреля 2012 г. Его вынесли на обсуждение в Общественной палате на пять дней позже, 16 апреля. К осени он будет представлен правительству Москвы и, как ожидается, принят распорядительным документом.

Разработчики новой стратегии главной целью развития города ставят улучшение качества его среды, искоренение дисбаланса между высокими статусами Москвы (как столицы, федерального центра, будущей мировой финансовой биржи) и низким комфортом жизни обитающих в ней людей. Сейчас в Москве жить трудно и работать неудобно, констатируется в стратегии. В городе чрезвычайно высокая плотность населения, превысившая 10 000 человек на 1 кв. км, подсчитали аналитики компании PricewaterhouseCoopers, привлеченной к написанию стратегии. Такая же плотность у Гонконга, но по плотности экономической деятельности (считается в миллионах долларов на 1 кв. км территории) Москва со $150 млн на 1 кв. км меньше не только столиц крупнейших экономик мира и финансовых центров, но и столиц многих развивающихся стран, например Буэнос-Айреса. Множественные инфраструктурные ограничения не позволяют перевести этот потенциал города (столица аккумулирует 80% всех имеющихся в стране денег, население города составляет 10% от населения страны) в реально задействованный ресурс.

Для исправления ситуации разработчики предлагают столице инновационный вариант развития. Эксперты надеются, что к 2025 г. в Москве будут созданы "интермодальные транспортные схемы", "центры креативных индустрий", «зеленый каркас» города, "мелкоячеистая сеть публичных услуг и сервисов", "высокотехнологичные кластеры", модернизирован рынок коммерческой недвижимости, в том числе с учетом интересов малого и среднего бизнеса, и т. д. В результате принятия инновационной модели Москва должна стать международным финансовым центром, интеллектуальной и культурной столицей, центром экспорта услуг в области образования и здравоохранения, центром мирового спорта и туризма, международным хабом с полным набором бизнес-услуг и т. д. Если же сохранится статус-кво, то Москва по-прежнему будет зависеть от нефтяных денег, привлекать низкоквалифицированных мигрантов и становиться все менее комфортной для жизни - таковы последствия инерционного пути, описанного в стратегии в качестве одного из вариантов развития города.

Из имеющихся в мире трех типов агломераций - в первом варианте прилегающий регион помогает городу развиваться (Ванкувер, Монреаль, Торонто), во втором регион и город согласуют свои интересы, но развиваются отдельно (Большой Париж и Иль-де-Франс), в третьем развитие города и региона жестко контролируется центральным правительством (Пекин, Шанхай, Сеул) - нашей столице не подходит ни одна модель развития, уверяют разработчики. Вместо этого они предлагают гибридную модель: мегаполис должен договариваться с окружающими территориями, но ключевую роль в их взаимодействии будет играть федеральный центр.

Проблемы у Москвы и варианты их решения остались все те же. Обновленный вариант стратегии должен был предложить решения по борьбе с автомобильными пробками, ухудшающейся экологией, наплывом неквалифицированных мигрантов, перекосом в демографической ситуации, продолжающимся расслоением москвичей по уровню доходов - такие же задачи стояли и перед стратегией социально-экономического развития, которая разрабатывалась при Юрии Лужкове, объявившем конкурс еще в 2007 г. Одной из основных задач старой стратегии, как и новой редакции, было устранение этих проблем и повышение качества жизни в мегаполисе, число обитателей которого, по некоторым прогнозам, к 2025 г. может превысить 20 млн человек. Но первая так и не была принята в срок.

Своя стратегия социально-экономического развития нужна Москве, уверен гендиректор Института экономики города Александр Пузанов, принимавший вместе с другими экспертами участие в ее разработке. "Крупному столичному городу в современном мире быть без такого документа неприлично" – так объяснил он появление новой редакции «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 г.». «В Москве накопилось столько диспропорций и проблем, что их невозможно решить в рамках ведомств или 5-10-летних горизонтов планирования, а стратегия – это фильтр, через который пропускаются приоритеты, и становится понятно, важные они или не важные», – говорит он. К разработке подключились Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; компания Ernst & Young, исследовательский институт Номура, PricewaterhouseCoopers, Институт Кеннана и другие организации. Обсуждение и корректировка документа будет происходить до осени, затем он будет представлен правительству Москвы и, как ожидается, принят распорядительным документом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать