Новой Москве может понадобиться на автодороги более 1 трлн руб.

Затраты на транспортную инфраструктуру новой Москвы могут лечь непосильным грузом на бюджет Москвы. Только на автомобильные дороги может понадобиться более 1 трлн руб.
Д.Абрамов

Чтобы развить на присоединенных территориях такую же транспортную инфраструктуру, как сейчас в Москве, необходимо вложить в строительство дорог минимум $15 млрд, сообщил на семинаре, посвященном проекту концепции развития московской агломерации, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. А для того чтобы создать более-менее комфортную улично-дорожную сеть – порядка $32 млрд. Это экспертные оценки. Считались автомобильные дороги и наземный рельсовый транспорт без метро и железных дорог, уточнил Блинкин.

«Есть международные стандарты расчета улично-дорожной сети, мы также делали предварительный расчет – наши цифры примерно совпадают, но в реальности строительство обойдется дешевле», – сказал заммэра Москвы по строительству Марат Хуснуллин. Для точных расчетов, по его словам, необходимо сначала принять концепцию развития территорий, дать техническое задание на проектирование, только потом появится сетка дорог, которая будет зависеть от объемов застройки.

Как рассказал Блинкин, рассматривалось несколько вариантов: насыщенность новых территорий на уровне периферии Москвы, где на улично-дорожную сеть приходится 6%, существующей – на уровне 10% и «приличной» – 14%. Самый низкий уровень обеспеченности дорогами в 6%, предполагающий строительство двух крупных дорог и минимальной улично-дорожной сети, обойдется городу в $15 млрд. Освоение на уровне 10% будет стоить уже $19 млрд. А если придется строить правительственный центр, то дополнительно потребуется строительство скоростной магистрали в 20 км. Полная стоимость такой инфраструктуры составит порядка $32 млрд (1,17 трлн руб.).

«Будет ли от этого счастье? Вряд ли. Но ситуация будет лучше, чем сейчас в Москве», – резюмирует Блинкин. Строительных мощностей, способных реализовать такие проекты, достаточно, вопрос только в том, чтобы найти средства, продолжает он.

А вот средств может не хватить. По данным портала www.budget.mos.ru, на развитие транспортной системы в 2012 г. предусмотрено 224,16 млрд руб., из них на дорожное строительство – 98 млрд руб. То есть если бы Москва решила немедленно строить дороги на новых территориях, ей пришлось бы весь дорожный бюджет в течение 12 лет направлять только на эти цели.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич предупреждает, что в ближайшие годы доходы Москвы неизменно будут падать. Так, из-за налоговой консолидации крупных холдингов столица уже в этом году потеряет 45 млрд руб., а через четыре года – 120 млрд руб. Также значительных поступлений Москва лишится, если примут решение об уплате подоходного налога по месту жительства. Пока таких расчетов не было, говорит заммэра Москвы по экономической политике Андрей Шаронов. По его информации, в Москве сегодня трудится 6,2 млн человек, из них 2,2 млн – приезжие. По оценкам Зубаревич, в Москву ежедневно приезжает на работу 1,2–1,3 млн «маятниковых» мигрантов из Подмосковья, годовые потери области из-за этого составляют около 70 млрд руб. Доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 1,46 трлн руб.

У московского бюджета достаточно средств как на развитие транспортной инфраструктуры на существующих, так и на присоединяемых территориях, уверен Хуснуллин. По его словам, в ближайшие пять лет власти приведут в порядок существующую улично-дорожную сеть, максимально увеличив пропускную способность, затем перейдут на новые территории. Пока в трехлетнем бюджете на развитие транспорта на присоединенной территории заложено около 8 млрд руб.