Московский рынок жилья не боится второй волны кризиса

Московский рынок жилья не боится второй волны кризиса: группа ПИК все чаще предпочитает продавать жилье в розницу – так оно стоит дороже, чем при оптовых продажах

Выручка ГК ПИК от продажи жилья в первом полугодии 2012 г. составила 19,5 млрд руб., говорится в отчете компании. При этом 17,8 млрд руб. она получила от розничных покупателей, а это на 52,6% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Оптовые же продажи, напротив, сократились на 32,1% до 1,7 млрд руб.

«Девелоперу всегда более интересны розничные сделки, чем оптовые, так как на последние, как правило, предоставляется скидка», – говорит представитель ПИК.

Большая доля оптовых продаж в общих объемах характерна для кризисного времени, говорит сотрудник одного из застройщиков. В кризис большинство девелоперов (в том числе и ПИК) рассчитывали на продажу жилья госструктурам. В частности, мэрия Москвы в 2008 г. собиралась выкупить у ПИК 341 000 кв. м в Химках, Мытищах, Люберцах и Долгопрудном. Сумма сделки – около $1 млрд, но в итоге сделка так и не состоялась. А «СУ-155» в начале этого года сообщила, что заключила договор с Минобороны более чем на 13 млрд руб.

Оптовые покупатели, как правило, покупают жилье в проектах, находящихся на максимально ранних этапах развития, объясняет руководитель пресс-службы «Мортона» Игорь Ладычук: тогда можно приобрести квартиры по очень низким ценам в надежде на высокую прибыль в будущем.

Из опрошенных участников рынка существенный рост (56%) розничных сделок заметил лишь гендиректор «НДВ-недвижимости» Александр Хрусталев. Он объясняет это отложенным спросом с прошлого года.

Другие участники рынка существенных изменений в рознице не заметили. «У нас исторически 90% жилья продавалось «для себя» и только 10% – оптом. Примерно с начала года мы наблюдаем существенное увеличение спроса на квартиры в целом, но сами пропорции при этом сильно не поменялись», – говорит Ладычук.

Продажи жилья идут активными темпами, но пропорции розничных и оптовых сделок на первый взгляд серьезно не изменились, соглашается PR-директор ГК МИЦ Ольга Новицкая. Ее объяснение в том, что компания может предложить скидки (до 3–5% в зависимости от объема сделки) как частному клиенту, так и оптовому покупателю.

Оптовые продажи вообще больше свойственны подмосковному рынку, чем московскому, считает Юлиан Гутман, директор департамента новостроек компании «Инком-недвижимость». По его словам, квартиры оптом покупают, как правило, компании для своих сотрудников или бюджетные организации, реализующие социальные программы (например, по обеспечению жильем военных), а большинство таких сделок приходится как раз на подмосковные территории.