В мире пытаются делать города более "умными"

Изучив маршруты горожан, можно оптимизировать работу муниципальных служб, а договорившись с художниками – превратить заляпанные граффити стены в художественные панно; но важно, чтобы чрезмерная организация не убила кипение жизни
Jerome Favre/ Bloomberg

Недавно мэрия Москвы стала обсуждать с сотовыми операторами возможность отслеживания ежедневных поездок горожан. Данные об их маршрутах нужны для проверки точности городской транспортной модели; предполагается, что они помогут чиновникам оптимизировать работы по развитию транспортной сети.

Подобные проекты реализуются и в других странах. Идея построить «умный» город становится одной из самых модных. Она состоит в следующем: изучив данные о том, куда и зачем ездят горожане, органы планирования могут оптимизировать работу муниципальных служб – и сделать жизнь удобнее, легче и чище. Например, в Португалии хотят построить город для четверти миллиона жителей, где отслеживающие передвижение людей сенсоры будут установлены на каждом здании.

Впрочем, скептики считают, что заорганизованность убьет то кипение жизни, которое влечет людей в большие города. А специалисты, все же занимающиеся планированием городской жизни, указывают: важно правильно выявить области, которым необходима организация. И добиться эффективных результатов возможно при наличии двустороннего движения: тех, кто способен придумывать оригинальные и эффективные идеи, и городских властей, которые не всегда горят желанием внедрять что-то новое.

Одним из первых опытов использования данных для решения муниципальных проблем стала карта, на которой известный анестезиолог Джoн Снoу отмечал случаи заражения холерой во время эпидемии в Лондоне в 1854 г. С помощью карты врач выявил очаг распространения болезни: все следы вели к водозаборной колонке на улице Broad Street (ныне Broadwick Street). Стоило демонтировать рычаг для накачивания воды – и заболеваемость резко пошла на убыль.

Карло Ратти, практикующий архитектор из Турина, который работает в Бостоне в SENSEable City Lab (“Лаборатории чувствительного города”) при Массачусетском университете, приводит интересные факты: города занимают лишь 2% суши, но в них проживает около 50% населения Земли, потребляется 70% всего топлива и выбрасывается 80% парниковых газов.

Проект PlanIT стоимостью 10 млрд евро рассчитан на четыре года и предусматривает строительство в Португалии «умного города» на 225 000 человек, рассказывает The Wall Street Journal. Каждый дом, каждое здание будет оснащено сенсорами, которые будут фиксировать присутствие людей и угадывать их нужды. Некоторым это не по вкусу: слишком напоминает фильмы-антиутопии – например, «Матрицу» братьев Вачовски.

Выступая на мероприятии WSJ Tech Cafe, журналист Бен Хаммерсли сказал: оптимизация – вещь опасная, если точно не знаешь, что оптимизируешь. Хаммерсли - посланник британского правительства в лондонском центре новых технологий Tech City и советник по обустройству датского города Орхуса. "Большинство инициатив по созданию «умного города» направлены на оптимизацию маршрутов общественного транспорта для офисных работников, – сказал Хаммерсли. – Но Орхус, в котором самое большое число уличных кафе в Дании и который, по сути, сам представляет собой одно большое кафе, не нуждается в оптимизации транспорта. Из этого следует: думайте, что оптимизировать, иначе вы оптимизируете что-нибудь не то".

Совсем по-другому была «оптимизирована» жизнь таких городов, как Сан-Франциско и Сингапур, которые отличаются большим культурным и национальным многообразием. Их опыт перенимает Европа. Программа называется Urban Prototyping, ее автор – житель Сан-Франциско Питер Хиршберг. Она меняет жизнь «снизу вверх», а не «сверху вниз», вовлекая различные органы самоуправления, сотрудников органов планирования, художников и т. п. Все они сообща решают, как помочь городу, опираясь на различные данные и новые технологии.

"Нужно наладить диалог между теми, кто делает интересные вещи, и обычными горожанами, - рассказывает Питер Хиршберг. – В Сан-Франциско полно разной информации, но сотрудники автобусных станций пользовались обычными рациями и папками с зажимом для бумаги, чтобы отмечать, где сломались автобусы». В июле 2011 г. участники программы за одни выходные разработали приложение для iPad – и проблема была решена. Это далеко не единственный пример успешного сотрудничества горожан и муниципальных органов. «Мы провели фестиваль 'The Summer of Smart'», - вспоминает Хиршберг. Инициатором стал руководитель общественных работ в Сан-Франциско, уставший от засилья граффити. В результате стены были покрыты граффити – но высокохудожественными.

Новое явление породило новое слово – hackathon. Оксфордский словарь поясняет, что это «мероприятие, длящееся обычно несколько дней с участием большого количества людей, которые сообща создают компьютерные программы». Проблема состоит в том, что масштабировать найденные на hackathon'е удачные решения без помощи городской администрации трудно. Внедрения ПО «Сломанный автобус» пришлось ждать девять месяцев: городской совет отреагировал довольно вяло и ничего не сделал бы, не вмешайся СМИ.

Дэн Мелтон, директор по технологиям некоммерческой организации Code for America, которая пытается наладить сотрудничество между органами власти и энтузиастами, описывает проблему так: "Когда конкурс на лучшее приложение остается позади, сотрудничество на этом заканчивается. За последний год я насчитал почти 80 hackathon'ов, конкурсов и прочих мероприятий. Среднее число участников – 40 человек, и работают они как минимум 10 часов, так что в целом получилось 32 000 часов рабочего времени, потраченного на создание программ. Дело не в том, что нам не хватает усилий, энтузиазма, времени или энергии. Все дело в масштабировании».