Статья опубликована в № 3209 от 15.10.2012 под заголовком: На воздухе: Агрофишки

Чтобы активизировать продажи, девелоперы коттеджных поселков Подмосковья торгуют молоком

Застройщики подмосковных поселков окучивают грядки, пасут лошадей, разводят кроликов, чтобы с гордостью добавить к названию предлагаемой недвижимости приставку «эко».
«Черкизово»

Действующая ферма или птицефабрика вблизи коттеджного поселка совсем недавно считались кошмарной вещью, негативно влияющей на динамику продаж загородного жилья. Но в последние годы легкий аромат свежего навоза – это верный признак хорошей экологии и дополнительное преимущество торгового предложения.

Молочные реки, кисельные берега

Мощность племзавода «Коммунарка» на Калужском шоссе позволяет перерабатывать 30 т молока в сутки. Львиную долю своей продукции завод, принадлежащий компании «Авгур эстейт» (соучредитель – президент «Русагро» Вадим Мошкович), сдает компании Danone, но часть сырья уходит в розницу. Жители поселка Московский выстраиваются по утрам на площади у ДК в длинную очередь к цистерне с заводским молоком. Разбирают товар быстро. «Продукт качественный, натуральный и уходит хорошо», – бойко вещает пышногрудая молочница. Продается молоко в розлив по цене от 27 руб. за 1 л.

В организованные коттеджные поселки на Калужском шоссе, строительством которых занималась компания «Масштаб» (учреждена компанией «Авгур эстейт»), натурпродукт доставляется уже разлитым по бутылкам. Жители «Бунин-парка», «Ларево», «Летовой рощи» и «Лесной симфонии» могут заказать доставку в службе сервиса. 1 л молока в этом случае будет на 10 руб. дороже, зато не придется стоять в очереди. За яблоками тоже далеко ходить не надо. В поселке «Антоновка» яблоневый сад появился еще задолго до первых строений. Сажали его, как говорится, всем миром – сотрудники «Масштаба» и новоиспеченные помещики под присмотром специалистов из Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Площадь сада – всего 4 сотки. Зато яблок здесь по осени всегда много. И, что особенно приятно, совершенно бесплатно.

Девелоперский холдинг «Гросс-инвест» круглый год обеспечивает свежими продуктами собственных животноводческой фермы и молокозавода жителей коттеджного поселка «Долина имений» на Киевском шоссе. Продукты ежедневно привозят в поселковый магазин. Помимо девелопмента жилой и коммерческой недвижимости компания занимается развитием сельского хозяйства в Калужской области.

Пир для глаз

На стоимость участков и принятие решения о покупке наличие фермы, зоопарка, конюшни или других объектов с животными напрямую не влияет, хотя скорее повышает привлекательность поселка в глазах потенциальных покупателей, сходятся во мнении опрошенные «Ведомостями» эксперты. «Организованный на территории мини-зоопарк станет хорошей приманкой для покупателя, тогда как обещание в будущем построить такой объект вряд ли повысит привлекательность коттеджа на текущей стадии», – комментирует Татьяна Алексеева, заместитель гендиректора Vesco Consulting. Для девелопера это недорогой способ войти в число так называемых экологичных поселков, рассуждает она. На деле такие акценты влияют на динамику продаж поселков на высокой стадии строительства, когда часть домов заселена и агроинфраструктурный элемент функционирует в полную силу.

Дмитрий Бадаев, гендиректор компании «Вектор инвестментс» (развивает проект «Истринская долина»), считает, что наличие мини-зоопарка или экофермы в том или ином месте помогает продавать участки в близлежащих поселках: «Людям хочется приезжать сюда, отдыхать с детьми. И в конечном счете они начинают задумываться о покупке дачи в этом районе». Эту точку зрения разделяет и фермер Александр Коновалов, который уже несколько лет разводит кроликов, кур, коров и другую живность на участке в 4 га на Новой Риге: «Люди, которые живут за городом, хотят видеть у себя на столе свежие натуральные продукты местного производств, а дети хотят общения с животными и птицами. Ферма или мини-зоопарк поблизости обеспечивает дополнительное конкурентное преимущество».

Первая в Подмосковье экоферма «Коновалово» открылась в 2010 г. в 120 км от МКАД по Новорижскому шоссе. Бизнесмен Коновалов вложил в ее создание около 32 млн руб. Деньги пошли на покупку земельного участка, коммуникации, оборудование производственных помещений с линиями для переработки мяса, молока, рыбы, овощей, фруктов и меда, мини-отель, экокафе, баню, беседку, часовню, благоустройство территории и очистку пруда. По его расчетам, срок окупаемости проекта составит 5–6 лет. Продукция фермы поставляется на московские рынки, в соседние коттеджные поселки и близлежащие дома отдыха. Стоят фермерские продукты из «Коновалово» существенно дороже, чем аналогичные в магазинах. К примеру, 1 л парного коровьего молока обойдется в 140 руб. с доставкой на дом, полкило сметаны – в 380 руб., 1 кг телятины – в 690 руб., свежепойманный охлажденный судак – в 400 руб. за 1 кг, а пупырчатые огурцы будут стоить 200 руб. за 1 кг.

«Современные дети большей частью видят курицу только в упаковке магазина. Но постепенно возрождается интерес к сельскому укладу жизни, и все чаще мы встречаем людей, заинтересованных в своих свежих продуктах: яйцах, молоке, овощах и проч.», – уверен Дмитрий Гордов, исполнительный директор девелоперской группы «Интегра». Проект дачного поселка «Ясногорье» (в 90 км к югу от Москвы в Тульской области) задумывался в концепции Back to USSR: деревня, сельсовет, клуб и обязательно домашнее хозяйство. Но поскольку содержать фермерский двор своими силами, приезжая на выходные, проблематично, в «Ясногорье» создали мини-зоопарк.

«Сейчас у нас живут курицы и кролики, к ним добавятся гуси. В перспективе на отдельной территории будут еще пара коров и лошадь. В основном, естественно, это для наблюдения, – рассказывает Гордов. – Производство сельхозпродукции – непростой процесс, связанный помимо прочего с контролем качества. В наши задачи и компетенцию это не входит. Все, что хочется, можно приобрести на нашем фермерском рынке, где жители окрестных деревень продают свою продукцию жителям поселка. Наша задача – организовать процесс». Помещение для продавцов выделили в здании администрации. «Базарные дни в плане – суббота и воскресенье, когда поселок полностью оживет. Пока только по специальным случаям – например, делали пикник на майские. Интерес есть практически у 100% жителей. Основная проблема – найти «поставщиков». Мало их на деревне осталось», – сожалеет девелопер. «У нас около 40 кур, поэтому для наших гостей всегда свежие куриные яйца в подарок!» – добавил он.

Здоровое питание

Небольшое «подсобное хозяйство» (или мини-зоопарк) есть на территории элитного курорта «Пирогово»: коровы, козы, ослик, лошади, большой птичий двор с курами, утками и индюком. Здесь содержат даже пятнистых оленей, занесенных в Красную книгу. Кроликов в «Пирогово» тоже разводят, хотя не в промышленных масштабах, скорее для эстетики. Продукция мини-фермы поставляется жителям поселка и в два местных ресторана. Но извлекать дополнительную прибыль от ведения натурального хозяйства девелопер не стремится. «Наличие подобной инфраструктуры в первую очередь эмоционально подчеркивает качество жизни резидентов», – делится Максим Сухарьков, директор департамента продаж загородной недвижимости «Гута-девелопмента».

Пример «Пирогово» – скорее исключение, рядом с Москвой в элитных поселках собственные натуральные хозяйства – явление не слишком распространенное. «Содержать даже одну конюшню накладно – необходима большая территория, – рассуждает Елена Первакова, гендиректор Soho Estate. – Подмосковные застройщики редко решаются отвести под эти цели большие участки земли». Зато чем дальше от Москвы, тем экофермы популярнее.

Например, пастбища для лошадей на территории «Истринской долины» (75 км от МКАД) занимают площадь в 52 га. Девелопер проекта «Вектор инвестментс» рассчитывает построить здесь к 2013 г. обширную фермерскую инфраструктуру с конюшнями и манежами, мини-зоопарком, фермерским рестораном и салуном. Инвестиции в проект конноспортивного комплекса «Аванпост-Истра» составят около 90 млн руб. По мнению Дмитрия Бадаева, это те вложения, которые, может, окупятся и не сразу, однако существенно повысят привлекательность «Истринской долины». «Конечно, фермерский бизнес не столь доходен, как бизнес в сфере недвижимости, – говорит Бадаев. – Но вполне можно говорить о многопрофильном фермерском хозяйстве как о самостоятельном (недотационном) предприятии со сроком окупаемости начальных инвестиций около 13–14 лет».

Отдавая дань моде на все экологичное, но без потери полезных площадей, застройщики коттеджных поселков налаживают полезные связи с соседними фермерскими хозяйствами. «Нерентабельно содержать полноценное фермерское хозяйство в элитном поселке, – говорит Первакова. – Проще договориться с соседним колхозом и организовать доставку продуктов или открыть на территории поселка свою фермерскую лавку. Они, безусловно, могут быть в несколько раз дороже, чем аналогичные продукты в супермаркете, но люди готовы переплачивать за возможность питаться здоровой едой». Для покупателей городских многоэтажек это не так актуально. «Фермерское хозяйство по соседству – это скорее приятный бонус к квадратным метрам жилой застройки в Коммунарке», – говорит Наталья Медникова из МИЦ.

Для жителей поселков компании Villagio Estate на Новорижском шоссе («Шервуд», «Риверсайд», «Гринфилд», Millennium Park и др.) с конца 2011 г. работает собственная сервисная служба, одна из задач которой – доставка свежих продуктов из фермерских хозяйств, сообщили в пресс-службе компании. Житель поселка оговаривает размер и ассортимент, указывает желаемые время и место доставки, и в течение суток курьер доставляет заказ к порогу дома. Если человек регулярно пользуется фермерскими продуктами, достаточно один раз оговорить время и ассортимент (допустим, 1л молока каждое утро в 8 часам, 3 кг говядины в четверг к 17 часам), рассказывает Антон Гололобов из Villagio Estate. В настоящее время в наборе молочные продукты (молоко, творог и т.п.), мясо и птица. Список планируется дополнить свежей выпечкой и другими продуктами.

«Типичная проблема, с которой сталкиваются при доставке фермерских продуктов, – нерегулярность производства продукции, – говорит Гололобов. – Плюс фермерских хозяйств – эксклюзивность и качество, за что их так ценят – оборачивается минусом. Невозможно гарантированно выдавать большой объем, допустим, молока нужного качества изо дня в день. Чтобы избежать перебоев с доставкой, у нас заключены соглашения с несколькими десятками хозяйств».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать