Кем будет построен дублер Кутузовского проспекта в Москве

Мэрия Москвы хочет переложить финансирование строительства Южного дублера Кутузовского проспекта на девелоперов, работающих на этой территории. Бизнесмены не возражают. Среди вероятных инвесторов – структуры ВТБ и «Интеко»
Денег на строительство дублера Кутузовского проспекта у мэрии Москвы нет/ А.Махонин/ Ведомости

Южный дублер наряду с Северным должен разгрузить Кутузовский проспект. Он начнется от Третьего транспортного кольца и через Мосфильмовскую улицу, район Раменки пройдет по промзоне «Очаково» вдоль киевского направления МЖД и дойдет от инноцентра «Сколково». Стоимость Южного дублера может составить около 30 млрд руб. (в конце года планируется экспертиза проекта).

Южный дублер Кутузовского проспекта появится в Москве только в том случае, если его строительство профинансируют инвесторы, сказал руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин на форуме недвижимости MREF-2012. По его словам, эта магистраль не входит в список приоритетных для города. Все средства уже расписаны и дополнительных нет. Но инвесторы, владеющие землей вдоль Южного дублера, могут сами профинансировать строительство дороги.

Желающие уже есть: около пяти инвесторов, среди которых – «Интеко» и структуры ВТБ, говорит Хуснуллин. «Мы активно обсуждаем возможность участия в строительстве этой магистрали», – подтверждает президент «Интеко» Олег Солощанский. По его словам, сейчас идет сбор аналитической информации – какие нагрузки на дорожную сеть возникнут при новом строительстве. «Мы заинтересованы рассматривать новые инфраструктурные проекты Москвы, в том числе инвестиции в дорожную инфраструктуру», – сообщил «Ведомостям» Олег Панкратов, руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ капитала». ВТБ может софинансировать проект, говорит менеджер госбанка. Помимо ВТБ и «Интеко» в этом районе реализуют свои проекты Midland Development, «Трансинжстрой» и ФСБ.

Самый масштабный девелоперский проект – у ВТБ, структурам которого за долги достался участок в 58 га на Мичуринском проспект (его в 2009 г. бывшая владелица «Интеко» Елена Батурина продала ООО «Премьер эстейт»; сделку кредитовал Банк Москвы). Сама Батурина планировала на этом участке построить жилой микрорайон на 600000 кв. м. Планы ВТБ выяснить не удалось.

У «Интеко» два проекта рядом – жилой комплекс «Волынский» (48 га) и многофункциональный комплекс «Ньютон-парк» (11 га). На сайте компании указано, что площадь «Волынского» может составить 640000 кв. м, а «Ньютон-парка» – 215000 кв. м. Эти проекты пока еще не утверждены на Градостроительно-земельной комиссии, уточняет Солощанский. Midland Development на ул. Лобачевского строит жилой комплекс на 260000 кв. м. На Мичуринском проспекте планируется комплекс учебных зданий Академии ФСБ России (подрядчик – «Монарх»).

Схема финансирования пока обсуждается. Один из вариантов – взносы в недавно созданный для этих целей дорожный фонд. «Вопрос создания концессии не рассматривается, скорее всего это будет софинансирование – участие инвесторов зависит от нескольких факторов: стоимость дублера, нагрузки на инвестора, разрешенных объемов застройки», – считает Солощанский. По словам Хуснуллина, чиновники возьмут на себя подготовку проекта (проектная документация по Южному дублеру разработана), составление сметы расходов и организацию строительных работ. Говорить о сумме и других параметрах строительства дублера Кутузовского пока преждевременно, сказал Панкратов.

«Скорее всего дорога будет строиться в форме государственно-частного партнерства, – считает старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. – Обычно застройщиков город обязывает создавать и социальную инфраструктуру, дорога – как раз такой объект». Себестоимость строительства жилья бизнес-класса – около 35000 руб., с учетом продажных цен (от 100000 руб.) некую нагрузку они могут выдержать, продолжает он. Кроме того, это взаимовыгодно: удобные подъезды капитализируют объекты, если люди будут понимать, что не смогут выехать из района, это отразится на цене.