Яхт-клубы и марины обходятся девелоперам минимум в $6-7 млн

Делать бизнес на воде сложно, дорого, но прибыльно и перспективно.
С. Портер

Комфортный выход к большой воде как в Москве, так и в Подмосковье – оборудованные причалы для яхт и катеров, эллинги или места для зимнего хранения, благоустроенные пляжи для летнего отдыха на территории жилого комплекса – эксклюзивное предложение, большая редкость и дорогое удовольствие. В Подмосковье таких проектов меньше десятка, а в Москве – единицы.

Курс на элиту

Согласно подсчетам аналитиков компании «НДВ-недвижимость», 63% объектов у воды в Москве позиционируются как «бизнес плюс». Но на жилые комплексы, в распоряжении которых есть яхт-клуб – безусловный признак высокого статуса объекта, – приходится не более 1%.

Наличие яхт-клуба в жилом комплексе не столько влияет на цену, сколько позволяет сформировать эксклюзивное предложение, комментируют в пресс-службе Capital Group (девелопер ЖК «Город яхт» на Ленинградском шоссе, 37). Гендиректор Soho Estate Елена Первакова с этим не согласна: «Поселки и жилые комплексы у воды с инфраструктурой для яхтинга примерно на 30% дороже сопоставимых по прочим характеристикам проектов, расположенных в «поле». Обширные сервисные опции для владельцев яхт определенно повышают инвестиционную привлекательность проекта. С риэлтором солидарен владелец Burevestnik Group и создатель одноименного яхт-клуба «Буревестник» Андрей Бойко: 1 кв. м жилья в проекте с мариной дороже на 20–30%, чем без нее.

Первакова приводит в пример подмосковный курорт «Пирогово» (проект компании «Гута-девелопмент») на Клязьминском водохранилище в районе Осташковского шоссе. Там помимо дорогих авторских домов имеется живущий активной жизнью и открытый для любителей паруса яхт-клуб: арендный флот для практических занятий и регат, парусная школа и собственная инфраструктура для хранения и обслуживания судов (зимний эллинг, причал на 40 яхт длиной до 25 м). «Аналогичной «Пирогово» концепции поселка для яхтсменов на рынке нет, – уверена Елена Первакова, – хотя в составе премиальных поселков у воды яхт-клубы не редкость».

Проекты с собственными яхт-клубами в элитном сегменте жилой недвижимости Подмосковья есть также на Химкинском, Пестовском и Икшинском водохранилищах. Например, поселок «Зеленый мыс» компании «Комстрин» располагает причалом на 60 судов длиной до 18 м, техническим причалом, подъемниками и эллингом для зимнего хранения. По данным пресс-службы застройщика, 20% жителей поселка – члены яхт-клуба. Для них предусмотрены льготные тарифы на стоянку и обслуживание судов – примерно на 40% ниже, чем для сторонних клиентов. К примеру, эллинг для жителя «Зеленого мыса» обойдется в 30 руб. за 1 кв. м судна в сутки, а для «нерезидента» – в 50 руб. за 1 кв. м в сутки. Управляет мариной созданное при «Комстрине» подразделение во главе с капитаном порта Евгением Макаренко.

«Яхтинг – это один из элитарных видов спорта, привлекающий обеспеченную и успешную аудиторию, – говорит Максим Сухарьков, директор департамента продаж загородной недвижимости «Гута-девелопмента». – Вокруг яхт-клубов возникает определенный и постоянный круг людей – интересующиеся, активные спортсмены, бизнес-партнеры и т. д.». Создать не просто стоянку для катеров жителей поселка или ЖК, но полноценно действующую марину – это требует детальной разработки концепции. Нужны анализ места, состояния акватории, транспортной доступности как по суше, так и по воде и многое другое. «И прежде всего необходимо понимать целесообразность такого строительства», – заключает Сухарьков. Потому что это сильно удорожает девелоперский проект.

Дорогая игрушка

Строить яхт-клуб сложно и дорого, признаются опрошенные «Ведомостями» девелоперы. Создание только яхтенной инфраструктуры может обойтись инвестору в среднем в $6–7 млн. Примерно за эти деньги Андрей Бойко готов войти в проект строящегося ЖК и создать в нем качественную марину.

Подобный проект Бойко уже реализовал пару лет назад вместе с Capital Group в ЖК «Город яхт» в Москве на берегу Химкинского водохранилища. Здесь, на территории жилого комплекса (общая площадь – 60 000 кв. м, жилая – 30 000 кв. м), в акватории площадью 2,5 га расположились марина, способная принять 250 судов размером до 40 м, ресторан и кают-компания. Для жителей в «Городе яхт» также предусмотрены льготные условия зимнего хранения и сервисного обслуживания плавсредств. А также интеграция в сеть клубов Burevestnik Group. Затраты на создание марины в «Городе яхт» составили, по данным пресс-службы Capital Group, примерно 20% в общем объеме инвестиций в жилой комплекс, которые оцениваются в $110 млн.

По словам Андрея Бойко, договоренность с совладельцем Capital Group (Владиславом Дорониным) о создании современной марины в строящемся ЖК была давно. Около $5 млн потратили в «Городе яхт» только на то, чтобы сломать уже построенные там причальные сооружения. «Дешевле делать все с нуля», – считает Бойко. Вывести яхт-клуб на окупаемость он планирует примерно через 2,5 года.

Сейчас Бойко ведет переговоры еще с рядом застройщиков в Подмосковье. На вопрос, ищет ли он клиентов или к нему обращаются девелоперы, он ответил, что сейчас уже обращаются: «Буревестник» предлагает стандарт управления яхт-клубом, который может тиражироваться, но для Москвы это пока новинка».

Управдом для яхт-клуба

Есть разные модели участия в девелоперском проекте с точки зрения управления яхт-клубом. Можно войти в проект на стадии строительства и проектирования в качестве подрядчика по строительству яхтенной инфраструктуры. Можно оказывать услуги сервисной службы или управляющей компании. Или стать оператором, взяв марину в аренду. Burevestnik Group, по словам Андрея Бойко, готова прийти в проект со своими инвестициями, самостоятельно спроектировать и построить марину, инвестировав в это 100% собственных средств. «Разумеется, в этом случае мы рассчитываем, что управлять мариной будем сами. Однако мы готовы сделать все под ключ и продать марину девелоперу, который, в свою очередь, будет управлять ею самостоятельно», – рассказывает он.

На счету Burevestnik Group уже несколько подобных проектов. Первый и самый известный – одноименный яхт-клуб «Буревестник». В нем нет жилых площадей, но вся основная и сопутствующая инфраструктура имеется. Вторым проектом, по словам Бойко, где он выступил в качестве консультанта, стал яхт-клуб в ЖК «Алые паруса», первый в Москве в черте города при действующем жилом комплексе. На огороженной территории у воды расположены причал для полусотни яхт длиной до 20 м и осадкой до 2,5 м и просторное помещение (361,3 кв. м) кают-компании, из которого открывается живописный вид на реку. Рядом организовано место зимнего хранения маломерных судов.

Как вспоминают старожилы «Алых парусов», к моменту открытия яхт-клуба на 36 свободных мест было подано более 80 заявок, поэтому места распределялись на аукционе. Стоимость некоторых причалов достигала $15 000.

Сейчас управляет здешней мариной компания «Гранд марин». В пресс-службе «Дон-строя» говорят, что подумывают над продажей этого бизнеса какому-нибудь оператору. «Девелопер, как правило, не хочет связываться с непонятным для себя бизнесом», – рассуждает о модели сотрудничества сухопутных и водных девелоперов Андрей Бойко.

Руководитель представительства GVA Sawyer в ЮФО Евгений Панасенко с Бойко солидарен и считает, что девелопер может получить больше, отдав управление непрофильным активом профессиональному игроку. «Конечно, яхт-клубом может «рулить» собственная управляющая компания поселка (жилого комплекса), тогда весь доход остается девелоперу. Если привлекать профессионального оператора (УК, имеющую опыт управления подобными проектами), ей придется платить. Но в то же время профессиональный игрок сможет повысить доходность и репутацию яхт-клуба», – рассуждает Панасенко.

Основными источниками прибыли для водных девелоперов в проектах жилых комплексов являются: стоянка судов в марине, зимнее хранение яхт, сервисное обслуживание, спортивная и развлекательная инфраструктура комплекса и, разумеется, членские взносы (как правило, годовое содержание яхты обходится владельцу в 10% ее стоимости). Сухопутный девелопер может рассчитывать на дополнительные 20–30% от продажи домов или квартир.

Пока собственный катер или яхта в Москве – скорее игрушка для владельца и используется для прогулок, поездок в ресторан и относительно недалеких путешествий. Хотя многие состоятельные люди с удовольствием пользовались бы ими, чтобы без пробок и с комфортом по реке добраться от дома до офиса. Но для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру и условия для движения маломерных судов, считает Игорь Лагуткин, директор московской строительной компании «Марина девелопмент» (компанией были спроектированы первый в Москве яхтенный порт «Строгино», марина гольф-клуба «Пестово», яхтенный порт «Зеленый мыс», Royal Yacht Club, различные частные причалы и др.). «В 2007 г. мы разрабатывали предложения по размещению дополнительных объектов яхтенной инфраструктуры для водного такси, проводили исследования. Прошли по всей Москве-реке и осмотрели причалы на предмет их пригодности для швартовки небольших (до 20 м) судов. Оказалось, что 80% причалов непригодно. Большинство рассчитано в основном на теплоходы и речные трамвайчики», – рассказывает он. В таком крупном городе, как Москва, использование маломерного флота просто необходимо, считает Лагуткин, и для этого целесообразно объединить усилия государственных и частных структур.

Заморский опыт

Одна из крупнейших зарубежных «новостроек» с яхтенной составляющей – «Лимассол марина» на Кипре. Строительство искусственных островов с мариной 4-го поколения (рассчитанной на 643 яхты длиной от 8 до 115 м) и жилым комплексом началось в апреле 2010 г., и уже к концу 2013 г. его реализация должна полностью завершиться. По оценкам экспертов компании Sybarco (девелопера проекта), все строительство обошлось компании в 350 млн евро, почти 200 млн из которых было потрачено на создание островов и главного волнореза. Планируется, что марина будет предоставлять услуги скоростной заправки судов, ремонта с использованием сухого дока. Кроме того, это официальный порт въезда в страну, где можно пройти таможню и оформить все документы. Управление этим грандиозным проектом будет осуществлять основанная в 1782 г. и лидирующая в этой области до сих пор компания Camper and Nicholsons. На сегодняшний день, как отмечают в компании, почти 50% владельцев недвижимости в проекте – русские, но лишь половина из них владеет яхтами. Россиян привлекает не столько наличие причалов, сколько «стиль жизни на воде». Масштабный яхтенный комплекс в Черногории Porto Montenegro включает пристань и порт с круглогодичной навигацией и полным спектром услуг для яхт и суперъяхт (девелопер – Adriatic Marinas). В феврале 2013 г. здесь был начат проект по двукратному увеличению числа причалов – с 245 до 490 к весне 2014 г. Черногорская компания Yu Briv выиграла тендер на реализацию второго этапа проекта яхтенного комплекса Porto Montenegro, в том числе на расширение существующих причалов и строительство дополнительных, на основе проектов, разработанных британской компанией Marina Projects. «Новая инфраструктура причалов охватывает все сегменты рынка, в особенности в части суперъяхт и мегаяхт, для которых в скором будущем будет создан новый современный центр комплексного ремонта и обслуживания», – говорит директор яхтенного комплекса Тони Браун. Фото: Porto montenegro

Престижное обременение

Сергей Волчков, замдиректора по спорту, начальник гавани «Парусный клуб «Водник»:

– Как показывает практика, и проектируют, и строят, и обслуживают марины ленд-девелоперы самостоятельно, без привлечения специалистов по созданию и эксплуатации объектов яхтенной инфраструктуры. В результате мы видим десятки предложений от застройщиков, которые рекламируют жилые комплексы, в составе которых значится собственный яхт-клуб, а на деле реальных, ликвидных предложений на московских берегах почти нет. Приятное исключение составляют, пожалуй, всего несколько объектов с действующими яхт-клубами: «Алые паруса», «Город яхт» в Москве, «Зеленый мыс», «Пирогово» и «Пестово» в Подмосковье. Для создания в них полноценной жизнеспособной яхтенной инфраструктуры застройщики обращались за консультациями к профессионалам в яхтенном деле. Марину в «Зеленом мысе», например, проектировало бюро Павла Новоселова PNN Consulting Group. Это выдающийся человек, прекрасный инженер, член Британской ассоциации яхтенных портов, мастер спорта СССР по парусному спорту, яхтенный капитан с большим стажем, спроектировавший не одну марину как в России, так и за рубежом. Но такой тандем застройщика ЖК и проектировщика марин – большая редкость. Чаще всего бывает наоборот. Строится ЖК, к нему пристраивается клуб, лишь формально использующий приставку «яхт». Девелоперу это нужно для повышения статуса проекта: мол, и у меня есть яхт-клуб. По факту такая псевдомарина становится нерентабельной, практически не задействуется, и через год-два застройщик начинает искать, кому бы ее продать, так как управлять сам не в состоянии. Это престижно, но совершенно непонятно для застройщика. Помимо конструкции самих причалов, удобного подхода к ним судов необходимо развивать и яхтенную инфраструктуру, продумывать сервисные опции и многое другое.