В промзонах Москвы открылось уже 380 фотостудий и продолжают появляться новые

Одни из самых активных арендаторов коммерческих площадей, расположенных на территории бывших промышленных предприятий, – фотостудии, которых только в Москве сейчас насчитывается несколько сотен.
Photoxpress

Cross+Studio

В советские времена популярность фотостудий, называвшихся тогда звучным словом «фотоателье», была огромной. Едва ли не в каждом семейном альбоме и по сей день можно найти пару-тройку фотографий, где на фоне тяжелой плюшевой портьеры в одинаковых позах замерли то бабушка с дедушкой в послевоенных нарядах, то молодые родители в рубашках с воротниками во все плечо, то сегодняшние папы-мамы, еще в школьной форме и с первым портфелем в руках. Однако, по мнению знатоков советской эпохи, настоящая причина всенародной любви к фотоателье крылась в том, что далеко не каждая семья в те годы имела собственный фотоаппарат.

Судьбу советских фотостудий изменило появление в свободной продаже аппаратов–«мыльниц», которыми сносные фотографии могли делать даже дети. А когда россиянам стала по карману цифровая техника, потребность в «стационарных» фотографах и вовсе уменьшилась в разы. Последний «кусок» у фотосалонов советского образца отняли фотобудки, позволяющие быстро и с вполне приемлемым качеством делать снимки на документы. В итоге к началу 2000-х гг. московские фотоателье почти повсеместно потихоньку закрылись.

Однако, как оказалось, с карты Москвы они исчезли ненадолго – лишь для того, чтобы через несколько лет открыться уже совсем в другом качестве, сменив название со старорежимного «ателье» на модное нынче слово «студия».

Где птичка вылетает

По данным сайта studiorent.ru, где, по словам участников рынка, представлена максимально полная информация о такого рода заведениях и их услугах, в настоящее время в Москве около 380 фотостудий. Однако теперь их клиентами являются не желающие запечатлеть себя на память граждане, а сами фотографы. «Наша основная аудитория – это прежде всего профессионалы, которым нужна хорошая площадка для проведения рекламных съемок, – рассказывает Марина Смыслова, директор самой крупной в столице сети Cross+Studio. – Кроме того, довольно часто к нам обращаются и начинающие фотографы. Для них съемка в профессиональной студии с красивыми декорациями и хорошим светом – отличная возможность для старта».

Стоимость часа съемки в московских фотостудиях колеблется от 1000 до 1500 руб. Но практически ни одна студия не сдает свои помещения лишь на час. «Минимальная длительность съемки в выходной день составляет три часа и два часа в рабочий», – уточняет Марина Смыслова.

Загруженность же, а значит, и финансовый успех фотостудии зависит как минимум от двух факторов. Огромную роль в этом играет все тот же location. «Лучше всего, если площадка находится внутри Третьего транспортного кольца (ТТК)», – говорит Александр Антонов, профессиональный фотограф и владелец студии «Фотоцех» в Переведеновском переулке (на территории бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь», ставшей несколько лет назад Центром творческих индустрий «Фабрика»). Марина Смыслова, под руководством которой сегодня на московском рынке уже работает 19 съемочных площадок, а скоро появится еще пять, с коллегой согласна: «На расстоянии дальше чем три остановки метро от ТТК открывать студию можно только в том случае, если вами охвачены все остальные районы в центре».

Еще один важный момент – «стаж» пребывания на рынке. «В первые несколько месяцев площадка занята где-то 2–3 часа в день, – рассказывает Дария Бикбаева, собственник студии «Фотокухня». – Однако через год, когда студия раскручена, это уже 10–12 часов». Популярность некоторых столь высока, что фотографам приходится записываться за несколько дней.

Кроме того, по словам Смысловой, на плотность графика фотоплощадок влияет сезонность: «У нас самая низкая посещаемость наблюдается в период с мая по август. В это время в месяц проходит в среднем 47–50 съемок в день. Зато в остальные месяцы может доходить до 100 и более».

Цеховое искусство

Лучшим местом для размещения фотостудии на практике оказывается так называемая промка – здания бывших заводов и фабрик. А все потому, что для создания качественной профессиональной фотоплощадки необходимы помещения, соответствующие параметрам, похвастаться которыми могут сегодня разве что бывшие промышленные предприятия. «Подбирая площадку для студии, прежде всего нужно обратить внимание на шаг колонн и высоту потолка, – объясняет Антонов. – Желательно, чтобы минимальное расстояние между колоннами было 5 м, иначе они постоянно будут попадать в кадр и скрыть этот «дефект» крайне сложно даже при помощи самых затейливых декораций. Оптимальная высота потолка – 4–4,5 м. Во-первых, это позволяет правильно выстроить на площадке свет, большая часть оборудования для которого крепится под потолком, во-вторых, создает так называемый воздух – пространство, необходимое для постановки кадра».

Не менее важный момент – окна. «Естественное освещение в студии – несомненный плюс, который заметно расширяет возможности фотосъемки, – говорит Марина Смыслова. – Лучше всего выбирать помещения с окнами в пол, но таких на рынке немного. Поэтому уже хорошо, если удастся найти студию с окнами, расположенными в 30–50 см от пола».

Кроме того, в отличие от офисных арендаторов, предпочитающих площади, уже полностью готовые к переезду, владельцам фотостудий нужны площадки, что называется, в первозданном виде. «Для нас гораздо важнее фактурность помещения – кирпичная кладка стен, необычная форма окон и т. д., – нежели комфорт в офисном понимании – с ковролином на полу, аккуратно выкрашенными стенами и выведенными розетками по периметру комнаты, – рассказывает Смыслова. – Создавая определенную атмосферу, зал сам становится участником фотопроцесса. Нам зачастую гораздо проще взять совершенно пустое помещение, отремонтировать и декорировать его под наши задачи, нежели приспосабливаться к уже готовым решениям».

Чтоб тихо и свежо

Минимальная площадь студии – хотя бы 60 кв. м, говорят участники фоторынка. Ведь помимо съемочной площадки с декорациями нужно разместить еще и техническую зону, где установлено оборудование, гримерную (она же костюмерная), зону отдыха, и уж совсем хорошо, если на площадке удастся выделить место под душевую. Например, размер самого маленького зала Cross+Studio составляет 70 кв. м, а самого большого – 250 кв. м.

Помимо этого помещение должно соответствовать ряду технических требований. «Прежде всего это хорошая вентиляция, – говорит Дария Бикбаева. – Профессиональное осветительное оборудование, непрерывно работающее в течение долгого времени, может разогреть воздух в студии до 35 градусов, а то и выше. Долго находиться в ней тяжело и самим фотографам, и моделям». Большая нагрузка и на электрические сети. «Одновременно на площадке может быть включено огромное количество энергоемких приборов – освещение, компьютеры, бойлер, утюг, чайник, – объясняет Александр Антонов. – Для нормальной работы студии необходима мощность как минимум в 10 кВт». Особые требования предъявляются и к шумоизоляции, особенно если в студии проходят и видеосъемки. Всем этим параметрам лучше всего соответствуют помещения бывших заводов и фабрик.

Цена фотометра

Выбор в пользу промышленных объектов владельцы фотостудий делают не только и не столько из-за наличия в них необходимых условий, но и из-за величины арендной ставки. «Мы с удовольствием сняли бы помещения в офисном или торговом центре, – говорит Марина Смыслова. – Но чтобы студия была рентабельна, средняя стоимость аренды должна быть 6000–7000 руб. за 1 кв. м в год. 10 000 руб. – это уже потолок». Найти помещение по таким ставкам в новых коммерческих объектах в настоящее время в Москве невозможно.

Собственники коммерческих объектов идти на уступки фотостудиям не спешат. «Не думаю, что такой сервис будет интересен владельцам бизнес-центров, – говорит Мария Сергиенко, замдиректора департамента коммерческой недвижимости Capital Group. – Фотостудия вряд ли сможет обеспечить стабильно высокий доход, как, к примеру, это делают офисные арендаторы или ритейл-операторы (аптека, кофейня, химчистка, салон цветов). Не станет преимуществом соседство фотостудии и для других арендаторов – для них куда важнее наличие конференц-зала или хотя бы вместительных переговорных».

Низкодоходными клиентами считают фотостудии и собственники ТЦ. Даже несмотря на то, что такой нестандартный арендатор позволяет расширить ассортимент предоставляемых услуг. «В хороших ТЦ цена аренды помещения необходимой для студии величины превышает возможный для экономической эффективности предел, – признает гендиректор City Retail Group Игорь Чаплинский. – Снимать площади на общих для арендаторов торгового центра условиях им невыгодно».