Политика
Бесплатный
Наталья Райбман

Шувалов предложил "притормозить" с мегапроектами

Первый вице-премьер считает, что страна "мегапроектами" избалована и пора осмотреться, во сколько они обходятся; руководитель МЭР Улюкаев предложил ввести персональную ответственность за инвестпроекты
Владимир Астапкович / РИА Новости

Россия "избалована" мегапроектами и необходимо притормозить темпы их создания, хотя в целом они нужны, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тема эффективности инвестпроектов обсуждалась на деловом завтраке в Сбербанке в рамке инвестиционного форума в Сочи. "Счастье для нашей страны, что за последние годы в России состоялось много мегапроектов: была такая конъюнктура и возможность бюджета для них, - цитирует его ИТАР-ТАСС. - Наверное, надо немного себя остановить, посмотреть, что для экономики это стоит, и тогда пусть общество образует запрос на эти проекты". То, что каждый инвестпроект связан с удорожанием или коррупцией, - такая практика существует во всем мире и оглядки на эту проблему не должны отвлекать от вопросов развития, добавил Шувалов.

Необходимо повысить персональную ответственность за мегапроекты, заявил в свою очередь министр экономического развития Алексей Улюкаев. Руководитель Сбербанка Герман Греф спросил его, насколько хорошо поставлена "ситуация с анализом бизнес-плана, влиянием экономики на ситуацию в стране в целом" и насколько возложена персональная ответственность за реализацию такого рода проектов.

Про анализ бизнес-планов руководитель МЭР сказал, что "мы начали решать частные вопросы, не решив общие". "В известном смысле мы ставим телегу впереди лошади. Так бывает, вот здесь, в Сочи, известная стройка - трамплин, которым вы, Герман Оскарович, занимаетесь. Там, как известно, документация делается позже, чем закладываются, так сказать, материалы", - цитирует Улюкаева "Прайм". Министр напомнил историю со строительством комплекса трамплинов "Русские горки", в котором участвовал Сбербанк: в феврале 2012 г. президент Владимир Путин обвинил руководство ОАО "Красная Поляна" в срыве сроков строительства, и в апреле Сбербанк стал контролирующим акционером проекта.

Улюкаев считает, что проекты должны иметь ответственного за их реализацию. "Каждая проблема должна иметь имя, фамилию и отчество. Например, министр экономического развития должен лично отвечать, если он в этой селекции одобрил отбор проекта, он должен лично отвечать за его успех", - сказал руководитель МЭР.

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что основой для отбора крупных инвестпроектов должна стать программа социально-экономического развития России до 2050 г. После ее разработки "будут понятны перспективные направления, на что ставить: на транспорт авиа, на железнодорожный, в каких пропорциях", объяснила она. Оценивать мегапроекты следует не только с точки зрения отдачи инвестиций, но и с учетом социального эффекта - создания рабочих мест и улучшения условий жизни, считает чиновница. Также она предлагает оценивать эффективность таких проектов с точки зрения мультипликативного эффекта не в трех-пятилетней, а в долгосрочной перспективе. На примере высокоскоростной железной дороги Москва - Казань она объяснила, что следует обсуждать не только эту магистраль, а вообще "будет ли развитие высокоскоростного транспорта значимым для России".

Перечисляя мегапроекты, ИТАР-ТАСС называет проведение Универсиады в Казани за 47 млрд руб., подготовку к Олимпиаде в Сочи за 1,4 трлн руб., строительство за 11 млрд руб. трассы для F1 в Сочи, чемпионаты мира по хоккею и футболу.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать