Антикоррупционная кампания в Китае докатилась до сектора элитной недвижимости

Антикоррупционная кампания в Китае докатилась до сектора элитной недвижимости. Чиновники распродают дорогие квартиры и дома

Вконце прошлого года Ву Чжичжон, лидер отделения компартии автономного района Внутренняя Монголия, был признан виновным в коррупции, получении взяток и хищении бюджетных средств. По словам следователей, Ву принадлежало 33 объекта недвижимости в Китае и дом в Канаде. Чиновник из Гуаньчжоу Цай Бинь, которого в соцсетях называли «дядюшка Дом», также был признан виновным во взяточничестве; по данным следствия, у него и членов его семьи было более 20 домов.

Сейчас, по словам агентов по недвижимости, около 20% владельцев элитных объектов - чиновники. Исследование, проведенное экономистами Университета штата Пенсильвания, показало, что китайские чиновники приобретают более крупные и дорогие объекты недвижимости, чем остальное население, хотя зарабатывают на 14% меньше.

«Основной способ подкупить чиновника - подарить ему дом», а зарегистрировать его можно на родственников или подставных лиц, рассказывает Янь Цзирон, профессор Школы управления Пекинского университета. В июне власти Гуанси-Чжуанского автономного района призвали госслужащих, «обладающих лишними домами», вернуть их; правда, где и как это можно сделать, осталось неясным. Пекин планирует создать реестр недвижимости и ввести единую систему ее налогообложения. Это поможет выявлять госслужащих, которые при небольшой официальной зарплате покупают многочисленные дома и квартиры.

Чиновники отреагировали на риски. По словам примерно десятка агентов по недвижимости, опрошенных WSJ, чиновники боятся покупать дорогие квартиры и дома, а некоторые стараются избавиться от имущества. «Чиновникам нужно продать свои дома быстро, поэтому они готовы давать скидку в 5-10%», - говорит Чжан Янь, менеджер Shanghai Centaline Property Consultants. По его словам, в прошлом году он продал за 11 млн юаней ($1,8 млн) квартиру чиновника в престижном районе Шанхая Губэй; такие же квартиры в то время продавались минимум за 12 млн юаней ($1,95 млн).

Рынок дорогой недвижимости стал очередной жертвой антикоррупционной кампании. Чиновникам были запрещены пышные празднества в дорогих ресторанах, использование дорогих автомобилей со спецномерами. Из-за антикоррупционных мер пострадали целые отрасли - от производителей дорогого алкоголя до туризма и ресторанов.