Политика
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3708 от 31.10.2014 под заголовком: Подводная связь с Крымом

Керченский мост в Крым могут заменить тоннелем

Вместо моста Крым с Россией может связать тоннель. Такой проект уже предложила компания, консультировавшая Турцию при строительстве тоннеля под Босфором
STR / AFP

Решение о заключении контракта по строительству моста через Керченский пролив может быть принято «в кратчайшие сроки», заявил вчера министр по делам Крыма Олег Савельев (его цитаты - по ТАСС). Но проект может существенно измениться, подчеркнул он: так, вместо моста может появиться тоннель, причем в другом створе.

Предварительно одобренный проект - мост, который пройдет по косе Тузла, с четырьмя автодорожными полосами и двумя железнодорожными путями. Именно такой вариант описан в проекте постановления правительства о бюджетных инвестициях в строительство. Предельная стоимость проекта с учетом подъездных дорог - 228 млрд руб., следует из документа.

Рассматривались все варианты, напомнил Савельев, - и моста, и тоннеля. Но окончательного решения по-прежнему нет, знает представитель вице-премьера Дмитрия Козака (он курирует проект).

Варианты строительства все еще обсуждаются, говорят два федеральных чиновника. Так, международная консалтинговая компания Vision Transportation Group (VTG) предложила построить тоннель, рассказывает один из них. VTG в качестве консультанта участвует в различных инфраструктурных проектах в 42 странах, в том числе в ее портфеле знаменитый подводный тоннель под Босфором в Стамбуле (см. врез).

На сайте компании также указано, что она ведет переговоры об участии в проекте строительства перехода через Керченский пролив. Предложение VTG рассматривалось на уровне Козака, подтверждает его представитель. Росавтодор провел две встречи с VTG, рассказывает представитель ведомства, об их итогах проинформирован Минтранс. Запрос «Ведомостей» в VTG остался без ответа, представитель Минтранса отказался от комментариев.

Консультанты из VTG предлагают построить тоннель в створе пролива, где сейчас действует паромная переправа, рассказывает чиновник, знакомый с ходом обсуждения. Этот створ значительно уже тузлинского, при этом можно использовать технологии строительства, которые позволят не прерывать работу переправы. Стоимость самого тоннеля без учета подъездных дорог может составить 80 млрд руб., знает он. Но при подробном обсуждении предложений VTG выяснилось, что пока их проект недостаточно проработан и затраты могут существенно возрасти, говорит представитель Росавтодора. Текущий вариант консультанты также признали оптимальным, подчеркивает он. Ранее экспертная группа при Минтрансе оценивала стоимость моста примерно в 150 млрд руб. (также без учета подходов).

Тоннель в створе переправы предлагал проложить и Геннадий Тимченко, причем за 40 млрд руб. и не более чем за три года. «Стройтрансгаз» Тимченко может стать субподрядчиком на проекте, рассказывали «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении проекта, и человек, близкий к Минтрансу. А генеральным подрядчиком, скорее всего, будет назначен ФГУП при Агентстве специального строительства (Спецстрой), говорят два чиновника, курирующих инфраструктуру. Сейчас проект обсуждается со Спецстроем, знает один из них. Будет ли использовано предложение VTG, пока неясно, признают чиновники. В Росавтодор поступают самые разные варианты, подчеркивает представитель ведомства, правительство поручило рассматривать и прорабатывать каждый из них.

Правда, сама целесообразность строительства по-прежнему вызывает вопросы, вздыхает чиновник финансово-экономического блока: при условии нормализации отношений с Украиной мост вообще становится ненужным - основные потоки грузов и пассажиров всегда шли на полуостров через украинскую территорию. Но в текущих условиях устойчивая связь с регионом все равно становится необходимой, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: иначе невозможно ни устойчивое снабжение населения продуктами, ни привлечение в регион бизнеса. Институты во всем мире не справляются с мегапроектами, напоминает она: сроки переносятся, а сметы растут - разница в том, что в России они растут стремительно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать