JLL: Москва - один из самых привлекательных городов Европы для иностранных ритейлеров

Несмотря на увеличивающиеся экономические и политические риски, столица России наряду с Лондоном и Парижем вошла в тройку самых привлекательных городов для торговых операторов, которые хотят развиваться в Европе
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Международные торговые операторы рассматривают Москву как один из самых перспективных рынков для расширения и выхода на европейских потребителей. К такому выводу пришли аналитики компании JLL, составившие рейтинг наиболее привлекательных городов Европы для ритейлеров. За 11 месяцев 2014 г. на российский рынок вышли 30 новых международных брендов, подсчитали эксперты компании Knight Frank.

Самые престижные - Лондон и Париж

Эксперты JLL изучили развитие и текущее присутствие 250 международных брендов на 57 ключевых рынках Европы.

Согласно полученным данным, больше всего мировых ритейлеров присутствует в Лондоне, который занимает первую строчку рейтинга. "Большой объем рынка ритейла, его зрелость, высокая прозрачность и открытость - все это делает Лондон крайне востребованным городом со стороны иностранных сетей, готовых платить больше, чтобы получить лучшие локации", - комментирует руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL Джеймс Браун.

Торговые улицы Лондона входят в пятерку самых дорогих улиц мира. Так, согласно опубликованным ранее данным компании Cushman & Wakefield, аренда магазина на лондонской New Bond Street обойдется в 10 361 евро за 1 кв. м в год. В отчете JLL говорится, что ставки аренды на этой улице могут достигать 12 300 евро за 1 кв. м в год.

Париж - еще один центр притяжения международных торговых сетей. Столица Франции занимает вторую строчку рейтинга JLL. По данным компании, максимальная ставка аренды в парижском стрит-ритейле - 18 000 за 1 кв. м в год. Париж наряду с Лондоном лидируют с большим отрывом в рейтинге наиболее привлекательных городов для люксовых брендов в Европе, которым важно получить площадку в знаковых торговых локациях, несмотря на дорогую аренду и экономическую нестабильность.

Москва догоняет Париж

В среднесрочной перспективе Париж с точки зрения присутствия международных брендов может догнать столица России - Москва, которая находится на третьей строчке рейтинга JLL. "Несмотря на увеличившиеся геополитические риски, рынок Москвы продолжает бурно расти благодаря его большой емкости, относительно высокому доходу населения и приросту предложения торговых центров", - говорится в отчете компании.

Эксперты отмечают, что Москва показала самую высокую динамику роста ритейла в Европе. "За 11 месяцев 2014 г. российский рынок пополнился 30 новыми международными брендами. Из них 75% предпочитают открывать точки в торговых центрах, остальные представлены в формате street-retail", - говорится в отчете консалтинговой компании Knight Frank. В основном международные торговые операторы предпочитают выходить на российский рынок через Москву. "27 из 30 брендов открылись на московских торговых площадках, при этом третья часть открытий приходится на ТРЦ «Афимолл сити» и «Мега - Химки»", - пишут эксперты Knight Frank. Аналитики JLL подсчитали, что с 2011 г. по III квартал 2014 г. 79% торговых операторов начали развитие на российском рынке именно со столицы.

Продавцы одежды и обуви идут из Европы

По данным Knight Frank, больше всего брендов - 18 - пришло на российский рынок из Европы, 6 брендов - из США, еще 6 брендов - из Таиланда, Турции, Китая, ОАЭ и Израиля. При этом большинство новых игроков - это продавцы недорогой одежды и обуви. Похожие данные и у JLL, в отчете которой говорится, что наиболее активно в Россию с 2011 г. выходили европейские ритейлеры (61% дебютов), в том числе из Италии (13% от общего числа), Франции (11%) и Великобритании (10%). В свою очередь, американские операторы составили 27% от общего числа новых сетей на российском рынке.

"Из числа наиболее активно развивающихся ритейлеров в России в формате монобрендового бутика пока присутствует только Michael Kors, тогда как остальные изучают возможности на рынке", -комментирует руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Елена Задорожная.

Экспансия продолжится

В целом эксперты ожидают, что выход международных ритейлеров на европейские рынки продолжится. Однако ритейлеры будут более осторожны. "Ритейлеры хотят выжать максимум из своих магазинов, поэтому в среднем за последние два года на каждые два открытых магазина приходится один закрывшийся", - говорит руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL Джеймс Браун. Директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова говорит, что экономические реалии заставили основных игроков скорректировать свои планы, однако многие ритейлеры рассматривают Россию как перспективный регион для развития бизнеса. "Так, на MAPIC-2014 о своем выходе в числе прочих ритейлеров заявили fashion бренды White house black market (США), The Koolples (Франция), DeFacto (Турция) и другие", - говорит Соколова. Она отмечает повышенный интерес к новым брендам со стороны девелоперов, которые в настоящем готовы идти на уступки в коммерческих условиях, чтобы сформировать стабильный пул арендаторов в своих объектах.